Михаил ЧЛЕНОВ,
профессор Государственной Еврейской академии им. Маймонида,
генеральный секретарь ЕвроАзиатского Еврейского конгресса |
Я хотел поделиться с вами некоторыми соображениями о современном положении
горских евреев, отметить драматические перемены, которые произошли
как в расселении, так и в этническом развитии горских евреев за последние
15 лет. Напомню, что традиционно область расселения горских евреев
была подобна подкове, которая охватывала восточную часть Большого
Кавказского хребта. Эта подкова была как на южных, так и на северных
склонах. Эта зона расселения и формирования горского еврейства формировалась
на протяжении тысячелетий или по крайней мере множества столетий.
И в последнее время произошли наиболее драматические изменения — отливы
и приливы по сравнению со всеми предыдущими веками. Мы являемся свидетелями
исхода горских евреев из Кавказа, не полного, но тем не менее весьма
массового, и появления совершенно новых, ранее не зафиксированных
мест расселения. Во-первых следует упомянуть здесь массовую эмиграцию
за пределы бывшего Советского Союза, которая в какой-то степени началась
еще в конце XIX — начале XX века, хотя в то время количество горских
евреев, которые переселялись в Палестину или в какие-либо европейские
страны, было сравнительно невелико. С первой половины 70-х годов XX
века начинается процесс переселения горских евреев с Советского Кавказа
в Израиль. Процесс этот принял особо массовую форму в первой половине
90-х годов. Сейчас несколько сократился. Это общеизвестный факт. Параллельно
с эмиграцией в Израиль, которая была наиболее многочисленна, происходила
так же эмиграция в США, Канаду, в меньшей степени в некоторые страны
Западной Европы, в частности в Германию и Австрию, где сегодня существуют
организованные общины горских евреев. Пока еще практически не описаны
в литературе драматические миграции горских евреев, которые протекали
в последние 15 лет в пределах бывшего Советского Союза. Наряду с резким
сокращением численности традиционных еврейских центров в Дагестане,
Азербайджане, на Северном Кавказе, наряду с полным исчезновением по
крайней мере одного достаточно заметного центра расселения горских
евреев в Грозном, произошло формирование двух новых достаточно заметных
центров расселения. Первый — это район Кавказских Минеральных вод,
где на протяжении 90-х годов XX века сформировался значительный горско-еврейский
центр численностью не менее 10 тысяч человек. Второй центр образовался
в Москве, где численность горских евреев постоянно возрастает. Этот
процесс шел на протяжении 90-х годов XX века. Можно попробовать примерно
прикинуть численность горских евреев сегодня. Если фиксировать горских
евреев, то очевидно, что это небольшая часть, которая манифестирует
себя в переписных данных именно таким образом, другая часть фиксируется
под названием татов, третья часть — просто под названием евреи. Вычленение
этих данных из материалов советской переписи было достаточно сложно,
тем более сложно это применить к другим странам за пределами бывшего
Союза, таким, как Израиль, Западные страны, где не существуют достоверные
статистические данные, на которые можно было бы опираться, поэтому
можно лишь как бы говорить о некоторых оценочных данных.
Представляется, что сегодняшняя численность горских евреев в мире
составляет где-то от 100 до 120 тысяч человек. Тем самым горские евреи
представляют собой весьма значительную еврейскую этническую общность,
так называемую эда, из которых в сущности и состояла до недавнего
времени еврейская цивилизация, которая, как и любая цивилизация, является
полиэтничной по своей природе. Как распределяются эти 100-120 тысяч
горских евреев?
До начала 90-х годов главными направлениями этнических процессов горского
еврейства были так называемые татизация и противостоявшая ей сионизация
или иудаизация, которые проявляли себя в основном в Израиле. Сегодня
эти процессы приняли совершенно иной характер — татская концепция
продолжает существовать лишь в Дагестанской республике, в остальных
местах происходит процесс деиудаизации или, скажем, включение горского
еврейства в некую общность, которую можно с определенной долей условности
назвать еврейской общиной России и соответстенно Азербайджана.
Возникает и укрепляется субэтническое сознание горских евреев в качестве
субэтноса внутри единого еврейского народа. Одновременно с этим в
Израиле происходит консолидация кавказских евреев и, как показывает
опыт потомков горских евреев, которые переселились в Палестину еще
в начале XX века, это безусловно основное направление этнических процессов.
Это ассимиляция в израильском обществе, т. е. превращение во фрагмент
израильского общества. Соответственно в перспективе в Израиле следует
рассматривать исчезновение татского языка и замена его на иврит. В
общем-то, определенное снижение числа носителей татского языка происходит
и в условиях эмиграции в города России, прежде всего в Москву, где
он достаточно стремительно вытесняется русским языком. Что касается
западной эмиграции: европейской и американской, то происходит некая
консолидация, хотя гораздо менее выраженная, чем у бухарских и грузинских
евреев, в качестве отдельной этнической субгруппы среди американской
еврейской общины, канадской или формирующейся интересной русскоязычной
общины Германии. |