№ 7/2003
Обложка
 
 English ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ ВСЕМИРНОГО КОНГРЕССА ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ
Свежий номер
Архив
Подписка
Редакция
Контакты
Ссылки

 
Сергей АРУТЮНОВ
 
ЕДИНСТВЕННЫЙ ИСТОЧНИК
 

Сергей АРУТЮНОВ,
член-корреспондент РАН, заведующий отделом Кавказа Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук

29 мая 2002 года исполнилось 140 лет со дня рождения горско-еврейского ученого-самородка, этнографа Ильи Шеребетовича Анисимова (Нисим-оглы). Перу И. Ш. Анисимова принадлежит немало статей и выступлений в печати, но основной его труд - "Кавказские евреи-горцы", переизданный сегодня благодаря братьям Гилаловым и Российскому фонду сохранения и развития еврейской культуры.

Материал, вошедший в эту монографию, собирался автором в 1880-е годы. Опубликована она была в 1888 году и с тех пор остается главным источником наших знаний о народном быте, материальной культуре, обычаях и верованиях горско-еврейского народа в том виде, в каком они еще сохранялись в конце XIX века.
За прошедшие более чем сто лет со времени появления труда И. Анисимова многие из этих обычаев и верований оказались полностью забыты, коренным образом изменились брачные и семейные традиции, нравы горских евреев, их быт и материальная культура подверглись коренной модернизации. Этот труд стал ныне, по существу, единственным источником, благодаря которому с должной полнотой можно составить представление об этнокультурном облике горских евреев до начала процессов модернизации их жизни. Достаточно интенсивно они протекали уже на заре XX века, в связи с изменениями экономической ситуации в Дагестане и других регионах Кавказа, и лавинообразно ускорились с установлением на Кавказе советского строя.
Данные И. Анисимова имеют огромное научное значение, которое отнюдь не ограничивается проблемами изучения истории и этнографии собственно горских евреев, этнографической иудаики или кавказоведения. Те подробные сведения, которые он приводит о божествах языческого, доиудаистского периода в народных верованиях горских евреев, об их представлениях о душе, процессе смерти, странствиях души между адом и раем в разных перерождениях, имеют огромное значение для развития общего религиоведения, понимания древних пластов религиозного мышления народов Евразии в целом. Ясно только, что параллели указанным верованиям и идеям следует искать не только в еврейской или кавказской религиозной традиции, но и гораздо шире; возможно, это часть индоиранского духовного наследия, а возможно, они отражают и более дальние и древние культурные влияния.
Очень ценны наблюдения И. Анисимова над отношениями горских евреев с христианами и мусульманами, для которых характерны определенные двойственность и противоречивость. С одной стороны, они предпринимают особые меры защиты в Великую субботу Страстной седмицы, когда, по их представлениям, уязвленный дух Иисуса Христа витает над миром и может причинить евреям вред, с другой стороны, свято хранят память о том, что их предки были уведены в Мидию еще во времена Первого Храма и, таким образом, к распятию Иисуса причастны быть не могли.
Столь же двойственные, но в целом преимущественно дружественные и добрососедские были и отношения с мусульманами. Материалы И. Анисимова показывают, что группы населения, исповедовавшие иудаизм, целыми общинами участвовали в этногенезе аварцев, татов-мусульман и других народов Дагестана и еще в конце XIX века во многих мусульманских общинах берегли, как святыню, еврейские старинные книги и сохраняли некоторые иудаистские обычаи.
Двойственными выглядят в передаче И. Анисимова и отношения полов до брака. С одной стороны, практика детского обручения полностью игнорировала фактор взаимного влечения молодых, подчас даже не видевших друг друга до свадьбы. С другой стороны, И. Анисимов описывает праздники и общественные работы, дающие юношам и девушкам много шансов для знакомства и ухаживания. Более того, имели место и случаи влюбленности, заканчивавшиеся счастливым браком, между евреями и мусульманами, когда либо жених переходил в ислам, либо мусульманка в иудаизм. По-видимому, указанная двойственность в традициях и моделях поведения отражает социальное расслоение и переходные процессы в эволюции горско-еврейского общества в конце XIX века, но что-либо более определенное по этому поводу сейчас сказать трудно.
Наконец, следует отметить непосредственность и живость этнографического описания у И. Анисимова. Передавая ситуации семейного быта, в которых он мог быть и свидетелем, и даже участником, ученый рисует яркие, драматичные, нередко глубоко психологичные картины, порой подымающиеся до уровня художественной прозы. Поэтому книгу эту с удовольствием прочтут не только все интересующиеся этнографией или иудаикой, но и вообще самые широкие категории читателей.

 
 
 
Свежий номер Архив Подписка Редакция Контакты Ссылки