У русского народа есть свой бытописатель — В. И. Даль.
У горских евреев таковым по праву считается Илья Анисимов.
Выдающаяся роль в изучении этнографин горских евреев принадлежит первому
горско-еврейскому этнографу И. Ш. Анисимову, автору известного сочинения
«Кавказские евреи-горцы».
Илья Шеребетович Анисимов родился 29 мая 1862 года в селении Тарки
Те-мир-Хан-Шуринского округа Дагестанской области. По семейным преданиям,
Анисимовы вели свое происхождение от старинного рода «Ождохохо» (богатыри);
из поколения в поколение передавалась легенда о том, что один из предков
этого славного рода по имени Соломон, схватив волка, убегавшего из
овчарни с добычей, убил его ударом о землю, а затем разорвал пополам.
Отец Ильи — Шеребет Нисим-оглы — известен как один из самых образованнейших
раввинов своего времени. Он был первым горским евреем, учившимся в
знаменитой Воложинской иешиве, после чего провел три года в Иерусалиме.
Вернувшись из «святого города», он долгие годы служил раввином в с.
Тарки (благодаря его усилиям здесь было открыто еврейское училище),
а затем в Темир-Хан-Шуре. Рано потеряв родителей, Шеребет остался
кормильцем и главой большой семьи (у него на иждивении было несколько
младших братьев; кроме того, к этому времени он был уже женат и имел
детей). В начале 90-х годов XIX века он поселяется в Иерусалиме, где
в 1884 году ему удалось издать небольшую по объему книгу под названием
«Древности горских евреев». В 1906 году Ш. Анисимов вернулся в Дагестан.
Получив благодаря отцу хорошее домашнее образование, Илья был принят
в сентябре 1882 года сразу в шестой класс правительственной городской
школы (реальное училище) в Темир-Хан-Шуре (он обучался на казенный
счет, получая стипендию военно-народного правления Кавказского края).
«По окончательном испытании» Илья показал отличные знания по следующим
предметам: русский язык, география, рисование, естественная история,
химия. В аттестате, выданном ему дирекцией училища, указывалось, что
при вступлении в гражданскую службу Анисимов на основании ст. 96 Устава
реальных училищ пользуется правами, общими с воспитанниками средних
учебных заведений. По отправлению воинской повинности он пользуется
льготами, предоставленными второму разряду по образованию.
В 1883 году Илья поступил в дополнительный класс горского отделения
Ставропольской гимназии, где прошел годичный курс обучения. Полученное
им по окончании гимназии свидетельство (от 16 июня 1884 г.) подтверждало,
что он имеет право «поступать в высшие специальные училища, подвергаясь
только поверочному испытанию...».
Еще в юношеские годы Илья познакомился с главным рабби Южного Дагестана
— X. Мушаиловым, который часто бывал в доме Шеребета Нисим-оглы. Именно
он и посоветовал Илье заняться этнографическим изучением своего народа,
и в частности описать свадебные и похоронные обряды горских евреев.
Юноша с энтузиазмом взялся за работу, и в 1881 году в русско-еврейской
газете «Рассвет» появился очерк «Кавказские евреи-горцы» (впоследствии
в значительно переработанном виде вошедший в монографию о горских
евреях). Статья была подписана «Анисимов»; с тех пор все свои работы
Илья стал подписывать этой фамилией.
В трехлетнем возрасте Илья был обручен с девочкой, чьи родители дружили
с семьей Анисимовых; приближался обговоренный ранее срок свадьбы.
С большим трудом Илье удалось (не без помощи прибывшего с ним инспектора
темир-хан-шуринской школы, высоко отзывавшегося о способностях одаренного
юноши) уговорить родителей отпустить его на учебу в Ставрополь. Летом
1884 года, сразу после окончания гимназии, Илья, не попрощавшись с
родителями, уехал в Санкт-Петербург вместе со своим двоюродным братом
Осипом Зиновьевичем Осиповым, купцом 2-й гильдии (Осипов часто навещал
столицу по коммерческим делам). В начале августа Илья был уже в Москве,
имея при себе прошение Осипо-ва на имя директора Императорского Московского
технического училища.
«Желая поместить своего двоюродного брата, Илью Анисимова, — говорилось
в письме, — имеющего от роду 22 года, сын жителя (мещанина) сел. Тарки
Темир-Хан-Шуринского округа, Дагестанской области Шеребета Анисимова,
в приготовительный класс технического училища, имею честь покорнейше
просить Ваше Превосходительство о принятии его. При сем представляю
документы».
24 августа 1884 года канцелярия московского обер-полицмейстера (паспортное
отделение) выдала Анисимову свидетельство (за № 7368), в котором указывалось,
что «к поступлению его в Императорское Московское техническое училище
для продолжения образования препятствия со стороны московской полиции
нет», и уже 29 августа Илье было вручено удостоверение за № 4311 (подписанное
исполняющим обязанности директора училища И. Аристова) о том, что
он «по постановлению педагогического совета Императорского технического
училища принят в число приходящих учеников приготовительного отделения
сего училища».
В мае 1885 года в двух московских газетах — «Полицейские ведомости»
и «Русские ведомости» — появилось следующее объявление: «В отъезде,
не стесняясь расстоянием, ищет урока или какого-нибудь занятия студент-техник
Императорского технического училища И. А., говорит на восточных языках.
Адрес: Немецкая улица, Демидовский переулок, дом Шавровых, квартира
Власьевой». Это объявление оказалось счастливым для Ильи; благодаря
ему в жизни Анисимова произошло знаменательное событие, надолго определившее
его дальнейшую жизнь, — знакомство с выдающимся русским ученым В.
Ф. Миллером (Илье удалось получить место в качестве частного преподавателя
в одной из семей, близко знакомой с Всеволодом Федоровичем).
В июне 1883 года, во время путешествия по Кавказу, В. Ф. Миллер посетил
слободу Нальчик, где и познакомился с горскими евреями. М. М. Ковалевский,
сопровождавший Миллера, отмечал в своем дневнике, что в Нальчике Всеволод
Федорович «записывал говор евреев, продолжавших держаться в своем
разговорном языке средневекового персидского». В очерке «В горских
обществах Кабарды», опубликованном в «Вестнике Европы», знаменитые
путешественники делились с читателями своими впечатлениями, связанными
с посещением горско-еврейского поселка: «В версте от Нальчика раскинулась
довольно обширная еврейская колония. Интересуясь горскими евреями,
сохранившими свой тип в несравненно большей чистоте, нежели европейские,
мы отправились туда. Мужское население было на базаре в Нальчике,
и из окон и дверей на нас с любопытством смотрели смуглые библейские
лица женщин и детей. Нам редко случалось видеть в течение какого-нибудь
получаса правильных и прелестных личек со знойными глазами и курчавыми
головами. Остановившись перед чистеньким домиком рабби, мы вошли к
нему, чтобы собрать некоторые сведения».
Во время беседы по просьбе Миллера раввин продиктовал ему несколько
слов и фраз на татском языке, которые Всеволод Федорович записал в
свой блокнот. «Заинтересованный этим своеобразным иранским наречием,—
вспоминал позднее Миллер, — до сих пор не исследованным ни с грамматической,
ни с лексической стороны, я искал случая познакомиться с ним более
основательно. Такой случай представился мне в Москве, благодаря знакомству
с горским евреем, студентом Императорского технического училища И.
Ш. Анисимовым, который первый из кавказских единоверцев получил образование
в русских учебных заведениях. В течение двух лет я изучал при помощи
Анисимова его родной язык и составил очерк грамматики и словарь».
Ознакомившись со статьей Анисимова в «Рассвете», В. Ф. Миллер разглядел
его недюжинные способности, склонность к исследовательской работе
и привлек талантливого молодого человека к активной деятельности в
возглавляемом им этнографическом отделе Общества любителей естествознания,
антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ).
31 октября 1885 года И. Ш. Анисимов выступил с докладом на заседании
этнографического отдела ОЛЕАЭ. Он привел собранные им статистические
сведения о численности горских евреев, назвал населенные пункты, где
они проживали, познакомил присутствующих с религиозными верованиями
горских евреев (особо выделив в них элементы язычества). Касаясь таких
институтов свадебного цикла, как калым и умыкание, докладчик подчеркнул,
что «обычай требует платить за невесту слишком высокий калым, рублей
300-400. Обычай воровать девушек у евреев развит меньше, чем у других
горских племен, так как увоз невесты постоянно кончается у них боевыми
схватками с ее родственниками».
В. Ф. Миллер, председательствовавший на заседании, отметил, что «сообщение
г. Анисимова (или, точнее, Нисим-оглы) представляет тем больший интерес,
что о горских евреях в нашей этнографической литературе до сих пор
не было достоверных и обстоятельных сведений и что г. Анисимов, сын
раввина и первый из своего племени, получивший европейское образование,
вполне приготовлен восполнить этот пробел в этнографической литературе».
На одном из последующих заседаний (в январе 1886 г.) И. Ш. Анисимов
продолжил свое сообщение. Он подробно рассказал о занятиях горских
евреев — земледелии, виноградарстве, мареноводстве, кожевенничестве,
указав при этом, что они занимаются также мелкой торговлей; остановился
на некоторых вопросах общественно-семейного быта горских евреев.
В марте 1886 года И. Ш. Анисимов был избран членом этнографического
отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.
Тогда же он выступил еще с одним докладом, в котором подробно описал
свадебные обряды горских евреев.
По предложению В. Ф. Миллера Московское археологическое общество (МАО)
поручило Анисимову совершить поездку на Кавказ для сбора историко-этнографических
материалов о горских евреях; для этой цели Общество выделило 300 рублей,
при этом данная сумма была отнесена на «счет расходов по археологической
экспедиции в Терскую область, предпринятой по поручению Императорского
Московского археологического общества д. ч. (действительного члена
— Ю.М.) Всеволода Миллера летом 1886 г.». Анисимов посетил 88 городов
и аулов Дагестанской и Терской областей, Бакинской и Елизаветполь-ской
губерний. «В общей сложности в течение 3-х месяцев мне пришлось проехать
по горам верхом около 1200 верст, а всего, считая от Москвы и обратно,
около 7000 верст», — писал он в своей монографии. Во время путешествия
он вел оживленную переписку с Миллером.
В июне 1886 года Анисимов прибыл в Дагестан. В Темир-Хан-Шуреон встретился
с главным рабби Южного Дагестана Хазкелем Мушаиловым. «Как человек,
содействовавший мне и прежде в собирании материалов для истории горских
евреев ... обещал опять сделать мне все, что он в состоянии», — писал
о нем Анисимов в одном из своих писем к Миллеру.
Хазкель Мушаилов, собиравшийся в ближайшее время покинуть Дагестан
и уехать в Иерусалим, передал Анисимову свои записки на древнееврейском
языке (он долгое время собирал исторические предания о прибытии евреев
на Кавказ, о различных периодах этнической истории горских евреев).
Ознакомившись с этими ценными материалами, Илья указывал, что «в них
было много того, чего нет совсем в моих исторических преданиях» (письмо
к Миллеру от 22 июня 1886 г.). А главный рабби Дагестана Яков Ицхаки
(с которым Анисимов встретился позже) подарил ему свой экземпляр знаменитого
средневекового рукописного памятника «Дербент-на-ме»; помимо этого
он подарил Илье некоторые свои исторические записки, которые тот использовал
при написании своей монографии о горских евреях.
Еще находясь в экспедиции, Анисимов перевел «Дербент-наме» на русский
язык; по его мнению, это сочинение могло «в некотором отношении служить
путеводной звездой для составления истории горских евреев». Впоследствии,
по возвращении из поездки, он передал рукопись в МАО, и на одном из
заседаний Общества (23 марта 1891 г.) преподавателем арабского языка
специальных классов Лазаревского института восточных языков М. 0.
Аттая был сделан интересный доклад на тему «Арабская рукопись, привезенная
с Кавказа И.Ш. Анисимовым». Во время обсуждения доклада выступил Анисимов
и сообщил о том, что «оригинал... рукописи находится в ауле Амух и
принадлежит одному из потомков Шамиля».
Во время путешествия Анисимов вел дневник, в котором подробно описывал
все, что, по собственному признанию, слышал и видел. Он писал в одном
из своих писем: «В каждом ауле оставался часа 2-3 или ночевать, собирал
стариков, судей и старшин из евреев и мусульман, составляя статистику,
расспрашивая об исторических памятниках, которые я описывал... работал
неутомимо, не оставаясь даже отдыхать на день, на два ни в одном ауле,
так что иногда, услыхав о каком-либо памятнике, не пропускал и его,
хотя путь мои имел совсем другое направление. На это все нужно было
время, и, боясь не успеть во все места, где есть евреи, за это короткое
время, я ездил, не думая ни о лишениях в дороге, ни о труде, безостановочно.
Дороги были очень скверные и необработанные. Приходилось ехать на
лошади и по узким тропинкам, идущим по ребрам или вершинам голых скал
или больше лесов, где не раз в этих местах открывались глубокие овраги
и пропасти, через которые протекали горные потоки со страшным шумом».
Попутно с выполнением основной цели своего путешествия Анисимов собрал
довольно большой по объему этнографический материал об удинах — немногочисленной
народности, проживавшей в с. Варташен Елизавет-польской губернии.
Любопытно, что путешествие И.Ш. Анисимова вызвало большой интерес
у зарубежной еврейской общественности.
В октябре 1886 года Анисимов выступил перед членами Общества любителей
естествознания, антропологии и этнографии с отчетным докладом освоен
поездке. Он подчеркнул, что горские евреи так же, как и многие другие
горские народы Кавказа, не становились объектом научного исследования
и что знакомство с В. Ф. Миллером,«обратившимся ко мне за сведениями
о языке моего племени, вызвало во мне горячее желание подробнее изучить
современный быт и прошедшую историю моих соотечественников». Подробно
обрисовав маршрут своего трехмесячного путешествия и приведя статистические
данные о еврейском населении в тех городах и аулах, где он побывал
(для этого он пользовался имевшимися на местах посемейными списками,
а если таковые отсутствовали, то ему приходилось самому составлять
статистические таблицы), Анисимов заметил: «...везде я старался собирать
старые письменные документы, расспрашивал о быте, занятиях, обрядах,
обычном праве и произведениях народного творчества. Везде смотрели
на меня как на своего, с доверием, так как я говорил на местных языках,
татском или так называемом горско-еврейском и татарском (азербайджанском),
и не скрывали от меня никаких сторон своей жизни».
Вместе с Ильей на заседании присутствовали несколько горских евреев,
прибывших по его просьбе вместе с ним на несколько дней в Москву,
поэтому свое сообщение он закончил следующими словами: «В ближайшем
будущем я надеюсь более подробно познакомить этнографический отдел
с результатами моей поездки; а в настоящее время я позволю себе представить
вашему благосклонному вниманию несколько типов моих соотечественников
и соотечественниц».
Собранные Анисимовым во время экспедиции интереснейшие исторические,
этнографические и статистические сведения послужили исходным материалом
для написания монографии «Кавказские евреи-горцы»; знаменательно,
что Илья посвятил свой труд В. Ф. Миллеру.
Сочинение Анисимова (напечатанное в третьем выпуске «Сборника материалов
по этнографии, издаваемого при Дашковском этнографическом музее»,
а затем выпущенное отдельной книгой в типографии Е. Г. Потапова тиражом
в тысячу экземпляров и ценой один рубль) получило широкую известность;
вскоре после выхода оно было удостоено положительных рецензий в таких
журналах, как «Русская мысль», «Восход», «Журнал Министерства народного
просвещения».
Все авторы, писавшие статьи и очерки обзорного характера о горских
евреях (в конце XIX — 30-х годах XX в.) как на русском, так и на иностранных
языках (В. Ф. Миллер, Е. Козубский, А. Дирр, П. Надеж-дин, С. Авалиани,
А. Катц, К. Ган, Я. Янко и другие), пользовались сведениями, почерпнутыми
из монографии И. Ш. Анисимова. Высокую оценку получило его исследование
и в современной отечественной историографии. Так, известный дагестанский
ученый Г. Ш. Каймаразов отмечал: «Большую научную ценность представляют
работы И. Ш. Анисимова, посвященные этнографии горских евреев», «Кавказские
евреи-горцы» — одно из наиболее серьезных монографических исследований
по этнографии этого народа, выполненных в дореволюционный период».
К этому можно только добавить, что «Кавказские евреи-горцы» остаются
до настоящего времени единственным монографическим исследованием в
отечественной историографии, посвященным этнографии горских евреев.
Второе путешествие по Кавказу, совершенное летом 1890 года, было предпринято
с целью этнографического изучения аварцев. Анисимов посетил 27 селений
Губинского, Даргинского и Казикумухского округов; при сборе полевого
материала он пользовался опросником, составленным этнографическим
отделом ОЛЕАЭ.
Анисммовым также был собран определенный этнографический материал
среди лакцев и даргинцев, проживавших соответственно в Даргинском
и Казикумухском округах. Благодаря содействию начальника Даргинского
округа С. К. Джаврова, Илье удалось записать как общие адаты Даргинского
округа,так и адаты всех семи обществ (Акушинского, Микигинского, Мугинского,
Сюргинского, Урахлинского, Улишинского и Цудахарского), составлявших
этот округ. «Приезжая в каждый аул, — пишет Анисимов, — я просил старшину
или наиба собрать несколько старых опытных людей, хорошо знающих свои
исторические предания, нравы и обычаи». Его интересовали следующие
вопросы: родовые и семейные предания о происхождении аварцев и их
христианских фамилий, об остатках христианства в стране, об их занятиях
и промыслах, о праздниках и жертвоприношениях, о похищении невест,
о церемониях при помолвке и свадьбе, о народных песнях и играх, о
гостеприимстве, о болезнях и способе их лечения, о церемониях при
родах, об обрезании и похоронах, о загробной жизни, о Божьем суде
и прочее.
Большой материал был собран Анисимовым по традиционному обычному праву
аварцев. Им также были записаны «звуковой азбукой, составленной С.
Петербургской академией наук, около 100 общеупотребительных слов и
имена числительные, а затем по одной поэме и одной любовной песне»
аварцев, даргинцев и лакцев.
По словам Анисимова, это путешествие должно было иметь некоторую связь
с изданной им в 1888 году книжкой «Кавказские евреи-горцы». «Дело
в том, что давно носились народные предания, что аварское племя образовалось
из 3-х племен: армян, грузин и горских евреев, которых целыми аулами
перевели арабы силою оружия в магометанство, во времена их господства
на Кавказе. Затем многие путешественники по Дагестанской области прямо
указывали на некоторые аулы в Аварском и Губинском округах, как, например
Салта, Уруджа, Карадаг и др., где будто бы найдены еврейские книги,
еврейские кладбища и тип жителей которых совершенно походит на тип
горских евреев. Кроме того, некоторые указания о существовании в этом
крае евреев, перешедших в мусульманство, я нашел тогда в истории Дербента
«Дербент-наме», которая написана на арабском языке. Да, наконец, в
Кюринском округе, как объяснял я в прошлых своих рефератах, пришлось
мне лично видеться с татами-магометанами, которых я не мог отличить
ни по внешнему виду, ни по языку от дербентских или кубинских евреев».
Анисимов утверждает, что, исследуя некоторые аспекты соционормативной
культуры аварцев, их культуры жизнеобеспечения и т. д., можно сделать
вывод, что «они еще более, чем кюринские таты, походят на настоящих
горских евреев сел. Маджалиса и Чуфут-Катты, откуда они рассеялись
по Дагестанской области лет 500-600 назад вследствие арабских гонений».
Для подтверждения своих мыслей Анисимов ссылается на тот факт, что
многие занятая аварцев (жителей некоторых аулов Аварского и Гунибского
округов, которых он называет евреями-аварцами) — кожевенничество,
табаководство, садоводство, хлебопашество, торговля — прямо указывают
на то (как говорили ему «настоящие», по его выражению, аварцы), что
они — евреи по происхождению.
Показательным, по мнению Анисимова, является религиозный обряд, соблюдавшийся
в ауле Чох Гунибского округа, в котором «принимает участие все общество
и который существует у горских евреев, перешедших во времена господства
арабов в магометанство. В чохской мечети показали мне на черное знамя
и на саблю, которые будто бы оставлены им на память знаменитым арабским
проповедником на Кавказе Абу Мислимом. В день «уроза-байрам» все общество
со знаменем и саблей собирается на краю аула и становится лицом по
направлению сел. Рутуджа, предки которого, по преданиям, были горские
евреи и последние приняли магометанство. В знак полной победы над
«заблужденными» и в знак того, что они последние сделались правоверными,
кадий чохинцев вынимает саблю из ножен и машет ею 3 раза по направлению
к этому селению».
В 1891 году Илья с успехом закончил инженерно-механическое отделение
Московского технического училища, о чем свидетельствует выданный ему
аттестат.
Анисимову удалось устроиться на службу в Москве, но вскоре он уехал
в Темир-Хан-Шуру, и здесь ему довелось в полной мере испытать на себе
последствия дискриминационных законов, принятых царским правительством
в отношении еврейского населения Российской империи. В одном из своих
писем к В. Ф. Миллеру он сообщал обо всех выпавших на его долю злоключениях
(Илья долгое время не мог устроиться на работу). Он, в частности,
писал: «Оказывается, что я до сих пор вовсе не жил и не понимал жизни.
Мелочная борьба за существование и за то, чтобы стать как следует
на ноги и приобрести некоторое положение, отняла у меня столько времени,
погрузила меня в такую яму, далекую от всего, что в мире делается,
что насилу прихожу в себя, как после глубокого сна, и берусь за эти
строки. Начну с того, что я горько ошибся в вынянчившей, выходившей
и воспитавшей меня нашей общей матушке. Оказывается, напрасно я лелеял
себя мыслью, что наша матушка не будет поступать со мною так же, как
медведица со своими детенышами! На деле же все то, что Вы говорили
относительно моей будущности, — также вполне оправдалось: меня выкормили,
вырастили, вывели на широкую дорогу и ... показали «все 4 стороны».
Чего-чего, но этого я все-таки не ожидал, заметьте, не помогла даже
и протекция высокопоставленных лиц, руководивших моим воспитанием.
А как высоко я добивался этой «казенной дружбы», чтобы стать наглядным
примером заботливости правительства о моих далеких собратьях! Все
ходатайства мои и хлопоты в течение почти полгода оказались напрасными,
и, как ясно теперь вижу, меня не приютили только потому, что я вышел
из лагеря противников христианства. Как Вам известно, я, по призыву
губернатора Дагестанской области, бросил службу на новом московском
водопроводе и отправился в Т.-Х.-Шуру. Там ждали прибытия г. главноначальст-вующего,
и канцелярия Военного губернатора подтвердила о желании его сиятельства
дать мне место в строительном отделении. Пока приехал и уехал г. главноначальствующий,
прошел весь сентябрь и половина октября. Наконец, иду к его сиятельству
и мне говорят, что его высокопревосходительство «выразил желание»
не принимать больше в число служащих Дагестанской области «туземцев»
этого края...» (письмо датировано 18 ноября 1892 г.).
В конце концов Анисимову удалось получить должность промыслового техника
в Балаханах (Бакинской губ.), в одном из отделений Каспийско-Черномор-ского
нефтепромышленного общества барона Ротшильда. В 1904 году он переехал
в Грозный, где продолжал работать по специальности инженера-нефтяника.
В январе 1905 года Илья Шеребетович обратился к В. Ф. Миллеру, как
«к горячо любимому учителю», с просьбой помочь осуществить «одно...
заветное желание, о котором давно думаю, но до сих пор, будучи занят
все время заботой о семье, не мог за него взяться. Книгу я думаю издать
вновь в значительно распространенном виде, пользуясь для этого всем
тем, что имеется в литературе о горских евреях, в том числе, конечно,
поместив в нее множество фотографических иллюстраций из быта горских
евреев и новейшие о них статистические данные».
По всей видимости, В. Ф. Миллер дал положительный ответ на это письмо,
и Анисимов стал активно работать над новым вариантом своей монографии
«Кавказские евреи-горцы», но довести эту работу до конца ему, к сожалению,
не довелось.
Из того же письма к В. Ф. Миллеру (от 27 января 1905 г.) мы узнаем
о том, что старший сын Анисимова — Леонид, девяти лет, учится в старшем
приготовительном классе Грозненского реального училища, а младший,
восьмилетний Даниил, держал экзамен в младшие приготовительные классы
Бакинского реального училища и готовится поступать в старший приготовительный
класс; старшая дочь, семилетняя Поль-Бике, «учится немецкому и музыке...
Читает по-русски»; младшая, пятилетняя Цецилия, «еще играет с куклами,
а затем довольно бойко говорит по-немецки (раньше держали немку-бонну,
а последние два года — немку-гувернантку). Старшие дети также говорят
хорошо по-немецки, но читают и пишут порядочно. С французским языком
решили подождать, пока не освоятся как следует в немецком».
И. Ш. Анисимов долгое время возглавлял комитет горских евреев г. Грозного,
который вел большую культурно-просветительскую работу среди грозненских
евреев; в течение нескольких лет он состоял гласным городской думы,
а также входил в состав общественного самоуправления, возглавляя городскую
нефтяную комиссию. Благодаря стараниям Ильи Шеребетовича была открыта
гор-ско-еврейско-русская школа в Грозном; он активно способствовал
открытию такой же школы в Дербенте (вложив в ее строительство немалые
денежные суммы из своих личных сбережений).
В 1912-1913 годах И. Ш. Анисимов состоял членом Бакинского отделения
Общества для распространения просвещения между евреями в России (членом
Общества была также его супруга М. С. Анисимова).
По предложению Ильи Шеребетовича в мае 1917 года в Хасавюрте состоялось
организационное совещание по подготовке Всекавказского съезда горских
евреев (Анисимов был избран председателем совещательного собрания
делегатов). Съезд намечено было провести в июне 1917 года в Дербенте,
однако по некоторым причинам он не состоялся.
Трагические события Гражданской войны вынудили Анисимова уехать из
Грозного; некоторое время он проживает в Кисловодске, где принимает
самое активное участие в создании культурно-просветительского кружка
горских евреев, а в начале 1920-х годов ненадолго поселяется в Нальчике.
С 27 по 30 июля 1921 года в Нальчике проходила 1-я Всекавказская конференция
работников просвещения горских евреев, в работе которой принимал участие
(в составе 16 делегатов от Нальчика) и Анисимов.
Вскоре после конференции Илья Шеребетович уехал в Москву, где и скончался
в 1928 году. Мы не располагаем сведениями о московском периоде жизни
Анисимова. Известно только, что Илья Шеребетович оказывал посильную
помощь своему племяннику, профессору-лингвисту Нафтали Анисимову (первому
профессору среди горских евреев) в его научно-исследовательской работе
в области еврейско-татского языка, представляя для этого имевшиеся
в его распоряжении материалы. Статья Ю. Мурзаханова публикуется
впервые (сокращенный вариант). Уникальные архивные документы и иллюстрации
в статье публикуются впервые и предоставлены С. И. Вайнштейном из
готовящейся к изданию Российским фондом сохранения и развития еврейской
культуры и Институтом этнологии и антропологии РАН при содействии
Группы ЗАР
книги Ю. И. Мурзаханова, М. Я. Агарунова, С. И. Вайнштейна о жизни
и научной деятельности Ильи Анисимова. |