№ 7/2003
Обложка
 
 English ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ ВСЕМИРНОГО КОНГРЕССА ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ
Свежий номер
Архив
Подписка
Редакция
Контакты
Ссылки

 
Юрий МУРЗАХАНОВ
 
ПЕРВЫЙ УЧЕНЫЙ
 

Юрий МУРЗАХАНОВ,
кандидат исторических наук, старший преподаватель Кабардино-Балкарского Государственного университета

Выдающийся российский ученый, профессор Всеволод Миллер, наставник Ильи Анисимова, в благодарность которому посвятил свое известное исследование «Кавказские евреи-горцы» И. Анисимов.
Иван Васильевич Аристов, директор Императорского Московского технического училища. Под его руководством обучался И. Ш. Анисимов.
Общий вид Императорского технического училища (ныне Бауманский университет)
Публикуется впервые. Подготовлено С. И. Вайнштейном. Из архива Российского фонда сохранения и развития еврейской культуры
Выпуск инженеров-механиков Императорского Московского технического училища 1891 г.
Нагрудный знак выпускника Императорского Московского технического училища
Нагрудный знак выпускника Императорского Московского технического училища
Каменный мост через реку Гудиял-чай
Красная слобода. Куба. На переднем плане «Шеш Гомбори» после реставрации.









2001 г.
Фото Додика Шалмиева.
Старый каменный мост. Куба.
Азербайджан. 1990 г. Фото Сергея Вайнштейна.
Биби-Эйбат, Баку (Азербайджан)
У русского народа есть свой бытописатель — В. И. Даль.
У горских евреев таковым по праву считается Илья Анисимов.

Выдающаяся роль в изучении этнографин горских евреев принадлежит первому горско-еврейскому этнографу И. Ш. Анисимову, автору известного сочинения «Кавказские евреи-горцы».
Илья Шеребетович Анисимов родился 29 мая 1862 года в селении Тарки Те-мир-Хан-Шуринского округа Дагестанской области. По семейным преданиям, Анисимовы вели свое происхождение от старинного рода «Ождохохо» (богатыри); из поколения в поколение передавалась легенда о том, что один из предков этого славного рода по имени Соломон, схватив волка, убегавшего из овчарни с добычей, убил его ударом о землю, а затем разорвал пополам. Отец Ильи — Шеребет Нисим-оглы — известен как один из самых образованнейших раввинов своего времени. Он был первым горским евреем, учившимся в знаменитой Воложинской иешиве, после чего провел три года в Иерусалиме. Вернувшись из «святого города», он долгие годы служил раввином в с. Тарки (благодаря его усилиям здесь было открыто еврейское училище), а затем в Темир-Хан-Шуре. Рано потеряв родителей, Шеребет остался кормильцем и главой большой семьи (у него на иждивении было несколько младших братьев; кроме того, к этому времени он был уже женат и имел детей). В начале 90-х годов XIX века он поселяется в Иерусалиме, где в 1884 году ему удалось издать небольшую по объему книгу под названием «Древности горских евреев». В 1906 году Ш. Анисимов вернулся в Дагестан.
Получив благодаря отцу хорошее домашнее образование, Илья был принят в сентябре 1882 года сразу в шестой класс правительственной городской школы (реальное училище) в Темир-Хан-Шуре (он обучался на казенный счет, получая стипендию военно-народного правления Кавказского края). «По окончательном испытании» Илья показал отличные знания по следующим предметам: русский язык, география, рисование, естественная история, химия. В аттестате, выданном ему дирекцией училища, указывалось, что при вступлении в гражданскую службу Анисимов на основании ст. 96 Устава реальных училищ пользуется правами, общими с воспитанниками средних учебных заведений. По отправлению воинской повинности он пользуется льготами, предоставленными второму разряду по образованию.
В 1883 году Илья поступил в дополнительный класс горского отделения Ставропольской гимназии, где прошел годичный курс обучения. Полученное им по окончании гимназии свидетельство (от 16 июня 1884 г.) подтверждало, что он имеет право «поступать в высшие специальные училища, подвергаясь только поверочному испытанию...».
Еще в юношеские годы Илья познакомился с главным рабби Южного Дагестана — X. Мушаиловым, который часто бывал в доме Шеребета Нисим-оглы. Именно он и посоветовал Илье заняться этнографическим изучением своего народа, и в частности описать свадебные и похоронные обряды горских евреев. Юноша с энтузиазмом взялся за работу, и в 1881 году в русско-еврейской газете «Рассвет» появился очерк «Кавказские евреи-горцы» (впоследствии в значительно переработанном виде вошедший в монографию о горских евреях). Статья была подписана «Анисимов»; с тех пор все свои работы Илья стал подписывать этой фамилией.
В трехлетнем возрасте Илья был обручен с девочкой, чьи родители дружили с семьей Анисимовых; приближался обговоренный ранее срок свадьбы. С большим трудом Илье удалось (не без помощи прибывшего с ним инспектора темир-хан-шуринской школы, высоко отзывавшегося о способностях одаренного юноши) уговорить родителей отпустить его на учебу в Ставрополь. Летом 1884 года, сразу после окончания гимназии, Илья, не попрощавшись с родителями, уехал в Санкт-Петербург вместе со своим двоюродным братом Осипом Зиновьевичем Осиповым, купцом 2-й гильдии (Осипов часто навещал столицу по коммерческим делам). В начале августа Илья был уже в Москве, имея при себе прошение Осипо-ва на имя директора Императорского Московского технического училища.
«Желая поместить своего двоюродного брата, Илью Анисимова, — говорилось в письме, — имеющего от роду 22 года, сын жителя (мещанина) сел. Тарки Темир-Хан-Шуринского округа, Дагестанской области Шеребета Анисимова, в приготовительный класс технического училища, имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство о принятии его. При сем представляю документы».
24 августа 1884 года канцелярия московского обер-полицмейстера (паспортное отделение) выдала Анисимову свидетельство (за № 7368), в котором указывалось, что «к поступлению его в Императорское Московское техническое училище для продолжения образования препятствия со стороны московской полиции нет», и уже 29 августа Илье было вручено удостоверение за № 4311 (подписанное исполняющим обязанности директора училища И. Аристова) о том, что он «по постановлению педагогического совета Императорского технического училища принят в число приходящих учеников приготовительного отделения сего училища».
В мае 1885 года в двух московских газетах — «Полицейские ведомости» и «Русские ведомости» — появилось следующее объявление: «В отъезде, не стесняясь расстоянием, ищет урока или какого-нибудь занятия студент-техник Императорского технического училища И. А., говорит на восточных языках. Адрес: Немецкая улица, Демидовский переулок, дом Шавровых, квартира Власьевой». Это объявление оказалось счастливым для Ильи; благодаря ему в жизни Анисимова произошло знаменательное событие, надолго определившее его дальнейшую жизнь, — знакомство с выдающимся русским ученым В. Ф. Миллером (Илье удалось получить место в качестве частного преподавателя в одной из семей, близко знакомой с Всеволодом Федоровичем).
В июне 1883 года, во время путешествия по Кавказу, В. Ф. Миллер посетил слободу Нальчик, где и познакомился с горскими евреями. М. М. Ковалевский, сопровождавший Миллера, отмечал в своем дневнике, что в Нальчике Всеволод Федорович «записывал говор евреев, продолжавших держаться в своем разговорном языке средневекового персидского». В очерке «В горских обществах Кабарды», опубликованном в «Вестнике Европы», знаменитые путешественники делились с читателями своими впечатлениями, связанными с посещением горско-еврейского поселка: «В версте от Нальчика раскинулась довольно обширная еврейская колония. Интересуясь горскими евреями, сохранившими свой тип в несравненно большей чистоте, нежели европейские, мы отправились туда. Мужское население было на базаре в Нальчике, и из окон и дверей на нас с любопытством смотрели смуглые библейские лица женщин и детей. Нам редко случалось видеть в течение какого-нибудь получаса правильных и прелестных личек со знойными глазами и курчавыми головами. Остановившись перед чистеньким домиком рабби, мы вошли к нему, чтобы собрать некоторые сведения».
Во время беседы по просьбе Миллера раввин продиктовал ему несколько слов и фраз на татском языке, которые Всеволод Федорович записал в свой блокнот. «Заинтересованный этим своеобразным иранским наречием,— вспоминал позднее Миллер, — до сих пор не исследованным ни с грамматической, ни с лексической стороны, я искал случая познакомиться с ним более основательно. Такой случай представился мне в Москве, благодаря знакомству с горским евреем, студентом Императорского технического училища И. Ш. Анисимовым, который первый из кавказских единоверцев получил образование в русских учебных заведениях. В течение двух лет я изучал при помощи Анисимова его родной язык и составил очерк грамматики и словарь».
Ознакомившись со статьей Анисимова в «Рассвете», В. Ф. Миллер разглядел его недюжинные способности, склонность к исследовательской работе и привлек талантливого молодого человека к активной деятельности в возглавляемом им этнографическом отделе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ).
31 октября 1885 года И. Ш. Анисимов выступил с докладом на заседании этнографического отдела ОЛЕАЭ. Он привел собранные им статистические сведения о численности горских евреев, назвал населенные пункты, где они проживали, познакомил присутствующих с религиозными верованиями горских евреев (особо выделив в них элементы язычества). Касаясь таких институтов свадебного цикла, как калым и умыкание, докладчик подчеркнул, что «обычай требует платить за невесту слишком высокий калым, рублей 300-400. Обычай воровать девушек у евреев развит меньше, чем у других горских племен, так как увоз невесты постоянно кончается у них боевыми схватками с ее родственниками».
В. Ф. Миллер, председательствовавший на заседании, отметил, что «сообщение г. Анисимова (или, точнее, Нисим-оглы) представляет тем больший интерес, что о горских евреях в нашей этнографической литературе до сих пор не было достоверных и обстоятельных сведений и что г. Анисимов, сын раввина и первый из своего племени, получивший европейское образование, вполне приготовлен восполнить этот пробел в этнографической литературе». На одном из последующих заседаний (в январе 1886 г.) И. Ш. Анисимов продолжил свое сообщение. Он подробно рассказал о занятиях горских евреев — земледелии, виноградарстве, мареноводстве, кожевенничестве, указав при этом, что они занимаются также мелкой торговлей; остановился на некоторых вопросах общественно-семейного быта горских евреев.
В марте 1886 года И. Ш. Анисимов был избран членом этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Тогда же он выступил еще с одним докладом, в котором подробно описал свадебные обряды горских евреев.
По предложению В. Ф. Миллера Московское археологическое общество (МАО) поручило Анисимову совершить поездку на Кавказ для сбора историко-этнографических материалов о горских евреях; для этой цели Общество выделило 300 рублей, при этом данная сумма была отнесена на «счет расходов по археологической экспедиции в Терскую область, предпринятой по поручению Императорского Московского археологического общества д. ч. (действительного члена — Ю.М.) Всеволода Миллера летом 1886 г.». Анисимов посетил 88 городов и аулов Дагестанской и Терской областей, Бакинской и Елизаветполь-ской губерний. «В общей сложности в течение 3-х месяцев мне пришлось проехать по горам верхом около 1200 верст, а всего, считая от Москвы и обратно, около 7000 верст», — писал он в своей монографии. Во время путешествия он вел оживленную переписку с Миллером.
В июне 1886 года Анисимов прибыл в Дагестан. В Темир-Хан-Шуреон встретился с главным рабби Южного Дагестана Хазкелем Мушаиловым. «Как человек, содействовавший мне и прежде в собирании материалов для истории горских евреев ... обещал опять сделать мне все, что он в состоянии», — писал о нем Анисимов в одном из своих писем к Миллеру.
Хазкель Мушаилов, собиравшийся в ближайшее время покинуть Дагестан и уехать в Иерусалим, передал Анисимову свои записки на древнееврейском языке (он долгое время собирал исторические предания о прибытии евреев на Кавказ, о различных периодах этнической истории горских евреев). Ознакомившись с этими ценными материалами, Илья указывал, что «в них было много того, чего нет совсем в моих исторических преданиях» (письмо к Миллеру от 22 июня 1886 г.). А главный рабби Дагестана Яков Ицхаки (с которым Анисимов встретился позже) подарил ему свой экземпляр знаменитого средневекового рукописного памятника «Дербент-на-ме»; помимо этого он подарил Илье некоторые свои исторические записки, которые тот использовал при написании своей монографии о горских евреях.
Еще находясь в экспедиции, Анисимов перевел «Дербент-наме» на русский язык; по его мнению, это сочинение могло «в некотором отношении служить путеводной звездой для составления истории горских евреев». Впоследствии, по возвращении из поездки, он передал рукопись в МАО, и на одном из заседаний Общества (23 марта 1891 г.) преподавателем арабского языка специальных классов Лазаревского института восточных языков М. 0. Аттая был сделан интересный доклад на тему «Арабская рукопись, привезенная с Кавказа И.Ш. Анисимовым». Во время обсуждения доклада выступил Анисимов и сообщил о том, что «оригинал... рукописи находится в ауле Амух и принадлежит одному из потомков Шамиля».
Во время путешествия Анисимов вел дневник, в котором подробно описывал все, что, по собственному признанию, слышал и видел. Он писал в одном из своих писем: «В каждом ауле оставался часа 2-3 или ночевать, собирал стариков, судей и старшин из евреев и мусульман, составляя статистику, расспрашивая об исторических памятниках, которые я описывал... работал неутомимо, не оставаясь даже отдыхать на день, на два ни в одном ауле, так что иногда, услыхав о каком-либо памятнике, не пропускал и его, хотя путь мои имел совсем другое направление. На это все нужно было время, и, боясь не успеть во все места, где есть евреи, за это короткое время, я ездил, не думая ни о лишениях в дороге, ни о труде, безостановочно. Дороги были очень скверные и необработанные. Приходилось ехать на лошади и по узким тропинкам, идущим по ребрам или вершинам голых скал или больше лесов, где не раз в этих местах открывались глубокие овраги и пропасти, через которые протекали горные потоки со страшным шумом». Попутно с выполнением основной цели своего путешествия Анисимов собрал довольно большой по объему этнографический материал об удинах — немногочисленной народности, проживавшей в с. Варташен Елизавет-польской губернии.
Любопытно, что путешествие И.Ш. Анисимова вызвало большой интерес у зарубежной еврейской общественности.
В октябре 1886 года Анисимов выступил перед членами Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии с отчетным докладом освоен поездке. Он подчеркнул, что горские евреи так же, как и многие другие горские народы Кавказа, не становились объектом научного исследования и что знакомство с В. Ф. Миллером,«обратившимся ко мне за сведениями о языке моего племени, вызвало во мне горячее желание подробнее изучить современный быт и прошедшую историю моих соотечественников». Подробно обрисовав маршрут своего трехмесячного путешествия и приведя статистические данные о еврейском населении в тех городах и аулах, где он побывал (для этого он пользовался имевшимися на местах посемейными списками, а если таковые отсутствовали, то ему приходилось самому составлять статистические таблицы), Анисимов заметил: «...везде я старался собирать старые письменные документы, расспрашивал о быте, занятиях, обрядах, обычном праве и произведениях народного творчества. Везде смотрели на меня как на своего, с доверием, так как я говорил на местных языках, татском или так называемом горско-еврейском и татарском (азербайджанском), и не скрывали от меня никаких сторон своей жизни».
Вместе с Ильей на заседании присутствовали несколько горских евреев, прибывших по его просьбе вместе с ним на несколько дней в Москву, поэтому свое сообщение он закончил следующими словами: «В ближайшем будущем я надеюсь более подробно познакомить этнографический отдел с результатами моей поездки; а в настоящее время я позволю себе представить вашему благосклонному вниманию несколько типов моих соотечественников и соотечественниц».
Собранные Анисимовым во время экспедиции интереснейшие исторические, этнографические и статистические сведения послужили исходным материалом для написания монографии «Кавказские евреи-горцы»; знаменательно, что Илья посвятил свой труд В. Ф. Миллеру.
Сочинение Анисимова (напечатанное в третьем выпуске «Сборника материалов по этнографии, издаваемого при Дашковском этнографическом музее», а затем выпущенное отдельной книгой в типографии Е. Г. Потапова тиражом в тысячу экземпляров и ценой один рубль) получило широкую известность; вскоре после выхода оно было удостоено положительных рецензий в таких журналах, как «Русская мысль», «Восход», «Журнал Министерства народного просвещения».
Все авторы, писавшие статьи и очерки обзорного характера о горских евреях (в конце XIX — 30-х годах XX в.) как на русском, так и на иностранных языках (В. Ф. Миллер, Е. Козубский, А. Дирр, П. Надеж-дин, С. Авалиани, А. Катц, К. Ган, Я. Янко и другие), пользовались сведениями, почерпнутыми из монографии И. Ш. Анисимова. Высокую оценку получило его исследование и в современной отечественной историографии. Так, известный дагестанский ученый Г. Ш. Каймаразов отмечал: «Большую научную ценность представляют работы И. Ш. Анисимова, посвященные этнографии горских евреев», «Кавказские евреи-горцы» — одно из наиболее серьезных монографических исследований по этнографии этого народа, выполненных в дореволюционный период».
К этому можно только добавить, что «Кавказские евреи-горцы» остаются до настоящего времени единственным монографическим исследованием в отечественной историографии, посвященным этнографии горских евреев.
Второе путешествие по Кавказу, совершенное летом 1890 года, было предпринято с целью этнографического изучения аварцев. Анисимов посетил 27 селений Губинского, Даргинского и Казикумухского округов; при сборе полевого материала он пользовался опросником, составленным этнографическим отделом ОЛЕАЭ.
Анисммовым также был собран определенный этнографический материал среди лакцев и даргинцев, проживавших соответственно в Даргинском и Казикумухском округах. Благодаря содействию начальника Даргинского округа С. К. Джаврова, Илье удалось записать как общие адаты Даргинского округа,так и адаты всех семи обществ (Акушинского, Микигинского, Мугинского, Сюргинского, Урахлинского, Улишинского и Цудахарского), составлявших этот округ. «Приезжая в каждый аул, — пишет Анисимов, — я просил старшину или наиба собрать несколько старых опытных людей, хорошо знающих свои исторические предания, нравы и обычаи». Его интересовали следующие вопросы: родовые и семейные предания о происхождении аварцев и их христианских фамилий, об остатках христианства в стране, об их занятиях и промыслах, о праздниках и жертвоприношениях, о похищении невест, о церемониях при помолвке и свадьбе, о народных песнях и играх, о гостеприимстве, о болезнях и способе их лечения, о церемониях при родах, об обрезании и похоронах, о загробной жизни, о Божьем суде и прочее.
Большой материал был собран Анисимовым по традиционному обычному праву аварцев. Им также были записаны «звуковой азбукой, составленной С. Петербургской академией наук, около 100 общеупотребительных слов и имена числительные, а затем по одной поэме и одной любовной песне» аварцев, даргинцев и лакцев.
По словам Анисимова, это путешествие должно было иметь некоторую связь с изданной им в 1888 году книжкой «Кавказские евреи-горцы». «Дело в том, что давно носились народные предания, что аварское племя образовалось из 3-х племен: армян, грузин и горских евреев, которых целыми аулами перевели арабы силою оружия в магометанство, во времена их господства на Кавказе. Затем многие путешественники по Дагестанской области прямо указывали на некоторые аулы в Аварском и Губинском округах, как, например Салта, Уруджа, Карадаг и др., где будто бы найдены еврейские книги, еврейские кладбища и тип жителей которых совершенно походит на тип горских евреев. Кроме того, некоторые указания о существовании в этом крае евреев, перешедших в мусульманство, я нашел тогда в истории Дербента «Дербент-наме», которая написана на арабском языке. Да, наконец, в Кюринском округе, как объяснял я в прошлых своих рефератах, пришлось мне лично видеться с татами-магометанами, которых я не мог отличить ни по внешнему виду, ни по языку от дербентских или кубинских евреев».
Анисимов утверждает, что, исследуя некоторые аспекты соционормативной культуры аварцев, их культуры жизнеобеспечения и т. д., можно сделать вывод, что «они еще более, чем кюринские таты, походят на настоящих горских евреев сел. Маджалиса и Чуфут-Катты, откуда они рассеялись по Дагестанской области лет 500-600 назад вследствие арабских гонений».
Для подтверждения своих мыслей Анисимов ссылается на тот факт, что многие занятая аварцев (жителей некоторых аулов Аварского и Гунибского округов, которых он называет евреями-аварцами) — кожевенничество, табаководство, садоводство, хлебопашество, торговля — прямо указывают на то (как говорили ему «настоящие», по его выражению, аварцы), что они — евреи по происхождению.
Показательным, по мнению Анисимова, является религиозный обряд, соблюдавшийся в ауле Чох Гунибского округа, в котором «принимает участие все общество и который существует у горских евреев, перешедших во времена господства арабов в магометанство. В чохской мечети показали мне на черное знамя и на саблю, которые будто бы оставлены им на память знаменитым арабским проповедником на Кавказе Абу Мислимом. В день «уроза-байрам» все общество со знаменем и саблей собирается на краю аула и становится лицом по направлению сел. Рутуджа, предки которого, по преданиям, были горские евреи и последние приняли магометанство. В знак полной победы над «заблужденными» и в знак того, что они последние сделались правоверными, кадий чохинцев вынимает саблю из ножен и машет ею 3 раза по направлению к этому селению».
В 1891 году Илья с успехом закончил инженерно-механическое отделение Московского технического училища, о чем свидетельствует выданный ему аттестат.
Анисимову удалось устроиться на службу в Москве, но вскоре он уехал в Темир-Хан-Шуру, и здесь ему довелось в полной мере испытать на себе последствия дискриминационных законов, принятых царским правительством в отношении еврейского населения Российской империи. В одном из своих писем к В. Ф. Миллеру он сообщал обо всех выпавших на его долю злоключениях (Илья долгое время не мог устроиться на работу). Он, в частности, писал: «Оказывается, что я до сих пор вовсе не жил и не понимал жизни. Мелочная борьба за существование и за то, чтобы стать как следует на ноги и приобрести некоторое положение, отняла у меня столько времени, погрузила меня в такую яму, далекую от всего, что в мире делается, что насилу прихожу в себя, как после глубокого сна, и берусь за эти строки. Начну с того, что я горько ошибся в вынянчившей, выходившей и воспитавшей меня нашей общей матушке. Оказывается, напрасно я лелеял себя мыслью, что наша матушка не будет поступать со мною так же, как медведица со своими детенышами! На деле же все то, что Вы говорили относительно моей будущности, — также вполне оправдалось: меня выкормили, вырастили, вывели на широкую дорогу и ... показали «все 4 стороны». Чего-чего, но этого я все-таки не ожидал, заметьте, не помогла даже и протекция высокопоставленных лиц, руководивших моим воспитанием. А как высоко я добивался этой «казенной дружбы», чтобы стать наглядным примером заботливости правительства о моих далеких собратьях! Все ходатайства мои и хлопоты в течение почти полгода оказались напрасными, и, как ясно теперь вижу, меня не приютили только потому, что я вышел из лагеря противников христианства. Как Вам известно, я, по призыву губернатора Дагестанской области, бросил службу на новом московском водопроводе и отправился в Т.-Х.-Шуру. Там ждали прибытия г. главноначальст-вующего, и канцелярия Военного губернатора подтвердила о желании его сиятельства дать мне место в строительном отделении. Пока приехал и уехал г. главноначальствующий, прошел весь сентябрь и половина октября. Наконец, иду к его сиятельству и мне говорят, что его высокопревосходительство «выразил желание» не принимать больше в число служащих Дагестанской области «туземцев» этого края...» (письмо датировано 18 ноября 1892 г.).
В конце концов Анисимову удалось получить должность промыслового техника в Балаханах (Бакинской губ.), в одном из отделений Каспийско-Черномор-ского нефтепромышленного общества барона Ротшильда. В 1904 году он переехал в Грозный, где продолжал работать по специальности инженера-нефтяника.
В январе 1905 года Илья Шеребетович обратился к В. Ф. Миллеру, как «к горячо любимому учителю», с просьбой помочь осуществить «одно... заветное желание, о котором давно думаю, но до сих пор, будучи занят все время заботой о семье, не мог за него взяться. Книгу я думаю издать вновь в значительно распространенном виде, пользуясь для этого всем тем, что имеется в литературе о горских евреях, в том числе, конечно, поместив в нее множество фотографических иллюстраций из быта горских евреев и новейшие о них статистические данные».
По всей видимости, В. Ф. Миллер дал положительный ответ на это письмо, и Анисимов стал активно работать над новым вариантом своей монографии «Кавказские евреи-горцы», но довести эту работу до конца ему, к сожалению, не довелось.
Из того же письма к В. Ф. Миллеру (от 27 января 1905 г.) мы узнаем о том, что старший сын Анисимова — Леонид, девяти лет, учится в старшем приготовительном классе Грозненского реального училища, а младший, восьмилетний Даниил, держал экзамен в младшие приготовительные классы Бакинского реального училища и готовится поступать в старший приготовительный класс; старшая дочь, семилетняя Поль-Бике, «учится немецкому и музыке... Читает по-русски»; младшая, пятилетняя Цецилия, «еще играет с куклами, а затем довольно бойко говорит по-немецки (раньше держали немку-бонну, а последние два года — немку-гувернантку). Старшие дети также говорят хорошо по-немецки, но читают и пишут порядочно. С французским языком решили подождать, пока не освоятся как следует в немецком».
И. Ш. Анисимов долгое время возглавлял комитет горских евреев г. Грозного, который вел большую культурно-просветительскую работу среди грозненских евреев; в течение нескольких лет он состоял гласным городской думы, а также входил в состав общественного самоуправления, возглавляя городскую нефтяную комиссию. Благодаря стараниям Ильи Шеребетовича была открыта гор-ско-еврейско-русская школа в Грозном; он активно способствовал открытию такой же школы в Дербенте (вложив в ее строительство немалые денежные суммы из своих личных сбережений).
В 1912-1913 годах И. Ш. Анисимов состоял членом Бакинского отделения Общества для распространения просвещения между евреями в России (членом Общества была также его супруга М. С. Анисимова).
По предложению Ильи Шеребетовича в мае 1917 года в Хасавюрте состоялось организационное совещание по подготовке Всекавказского съезда горских евреев (Анисимов был избран председателем совещательного собрания делегатов). Съезд намечено было провести в июне 1917 года в Дербенте, однако по некоторым причинам он не состоялся.
Трагические события Гражданской войны вынудили Анисимова уехать из Грозного; некоторое время он проживает в Кисловодске, где принимает самое активное участие в создании культурно-просветительского кружка горских евреев, а в начале 1920-х годов ненадолго поселяется в Нальчике.
С 27 по 30 июля 1921 года в Нальчике проходила 1-я Всекавказская конференция работников просвещения горских евреев, в работе которой принимал участие (в составе 16 делегатов от Нальчика) и Анисимов.
Вскоре после конференции Илья Шеребетович уехал в Москву, где и скончался в 1928 году. Мы не располагаем сведениями о московском периоде жизни Анисимова. Известно только, что Илья Шеребетович оказывал посильную помощь своему племяннику, профессору-лингвисту Нафтали Анисимову (первому профессору среди горских евреев) в его научно-исследовательской работе в области еврейско-татского языка, представляя для этого имевшиеся в его распоряжении материалы.
Статья Ю. Мурзаханова публикуется впервые (сокращенный вариант). Уникальные архивные документы и иллюстрации в статье публикуются впервые и предоставлены С. И. Вайнштейном из готовящейся к изданию Российским фондом сохранения и развития еврейской культуры и Институтом этнологии и антропологии РАН при содействии Группы ЗАР
книги Ю. И. Мурзаханова, М. Я. Агарунова, С. И. Вайнштейна о жизни и научной деятельности Ильи Анисимова.
 
 
 
Свежий номер Архив Подписка Редакция Контакты Ссылки