№ 3/2001
Обложка
 
 English ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ ВСЕМИРНОГО КОНГРЕССА ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ
Свежий номер
Архив
Подписка
Редакция
Контакты
Ссылки

In memory
 
Заулун Шалумов
 
Готовя к публикации статью нашего Золика — Шалумова Звулуна, члена Московской еврейской религиозной общины «Бейт Талхум» мы не знали, что она будет последней в его жизни. Потеряли доброго, отзывчивого парня. Он изучал Тору, шёл по стопам своего деда - рабби Звулуна, но слишком рано ушёл из жизни, оставив горевать свою мать, потерявшую единственного сына. Его любили и родные и близкие, потому он навсегда останется у всех нас в памяти. Да обретет он покой в Саду Эдемском....
Подходил к концу первый месяц осени, время, когда евреи всего мира готовятся к “осенним праздникам”. К ним относятся Рош а Шана (Новый год) и Йом Кипур (День искупления). В эти дни решается судьба всего народа, мира, каждого человека. Все, что произойдет с человеком в этот год, решается в это время, в период между Рош а Шана и Йом Кипур. Тора предписывает человеку в этот период тщательно и скрупулезно относиться к своим поступкам, исправлять то, что в исправлении нуждается. Человек, который ведет службу в эти дни, должен быть известен своей Богобоязненностью, мудростью и особым подходом к исполнению мицвот (заповедей). В связи с тем, что раввин нашей общины р. Захария по не зависящим от него обстоятельствам не мог находиться в России, председатель общины “Бейт Талхум” Акиф Гилалов специально пригласил для проведения этих обрядовых мероприятий из Израиля р. Амрана. Р. Амран родился и воспитывался в традиционной марокканской семье. Этот смуглый человек, с восточной внешностью, грустными и выразительными глазами, сразу же расположил к себе людей своей скромностью и теплым, радостным подходом к каждому прихожанину нашей общины. Разные люди обращались к нему с различными вопросами, и каждого р. Амран готов был выслушать и дать оптимальный ответ, отвечающий той или иной ситуации. После молитвы р. Амран отвечал на вопросы прихожан, касающихся праздников (Рош а Шана и Йом Кипур), понимая, что для многих прихожан это первый праздник, проводимый в соответствии с религиозными традициями, как этого требует Тора, Р. Амран давал подробные ответы на порой шокирующие ортодоксального еврея вопросы. Ежедневно он читал лекции прихожанам, рассказывая о различных особенностях и деталях предстоящих праздников, объясняя важность этих дней, как для самих прихожан, так и для всего мира. В своих лекциях р. Амран подчеркивал, что, как бы тяжело ни складывалась судьба нашего народа, в такие праздники, как Рош а Шана и Йом Кипур, евреи всегда старались сделать по максимуму все от них зависящее, ибо в эти дни решается судьба всего народа (и мира) на будущий год. И вскоре прихожане, несмотря на языковой барьер, “сблизились” с р. Амраном, задавая ему личные вопросы, которых у каждого было немало. И никто не оставался без ответа. Он терпеливо выслушивал каждого, а если кто-то проявлял гипертрофированное чувство раскаяния (типа “я слишком много сделал плохого в жизни”), он успокаивал его, говоря, что нет вины человека в том, чего он не знал, и что для него сейчас наступает новая точка отсчета ответственности за свои действия, и что человек судится Высшим Судом по состоянию на данный момент, а не по прошлым и будущим действиям. И вот наступил праздник Рош а Шана. Излишне будет отметить, что все молитвы и религиозные обряды р. Амран проводил в соответствии с обычаями выходцев восточных общин и сефардов (к которым относимся и мы). Мне запомнился один эпизод. Есть обычай в Рош а Шана идти к воде (реке) и производить там обряд Ташлих, т.е. вытряхивать содержимое карманов, как бы говоря этим, что мы освобождаем себя от грехов, как бы вытряхивая их в реку или там, где проводим этот обряд. И вот возвращаясь с Яузы, рядом с синагогой горских евреев на ул. Архипова, мы, идя всей общиной во главе с р. Амраном, встретились с другой группой верующих из соседней Московской хоральной синагоги, идущих к реке для осуществления этого обряда. Некоторые из них с удовлетворением отметили, что такое большое количество горских евреев, возвращающихся после проведения обряда с израильским раввином, говорит о возвращении к Торе и традициям наших отцов.
Вызывая к Торе людей, р. Амран давал каждому благословение (борухо), которые включали в себя все, что необходимо каждому для его жизнедеятельности. После праздника Йом Кипур за трапезой р. Амран поделился с нами тем, что, когда он уезжал в Россию, место, где на протяжении 70 лет люди были оторваны от своих традиций и корней, он взял с собой кошерные продукты, уверенный в том, что он не найдет их в России. И вот он приехал в Москву в первую синагогу горских евреев, функционирующую по всем традиционным канонам ортодоксального иудаизма, людей, которые, если и не знают в совершенстве всех законов иудаизма, то, по крайней мере, стремятся к этому. По словам р. Амрана, он был приятно удивлен, узнав, что на кухне в синагоге соблюдаются (строго!!!) и безукоризненно все законы Кашрута. И главное, что прихожане, хотя и большинство из них молится на русском языке, уже считают молитву неотъемлемой частью своей жизни. Уезжая в Израиль, р. Амран благословил братьев Гилаловых, людей, благодаря которым была построена и функционирует синагога горских евреев, чтобы у них и впредь с Божьей помощью была возможность делать добрые дела, а также всю общину и прихожан, пожелав им укрепиться в Торе и заповедях.
 
 
 
Свежий номер Архив Подписка Редакция Контакты Ссылки