Готовя
к публикации статью нашего Золика — Шалумова Звулуна, члена Московской
еврейской религиозной общины «Бейт Талхум» мы не знали, что она будет
последней в его жизни. Потеряли доброго, отзывчивого парня. Он изучал
Тору, шёл по стопам своего деда - рабби Звулуна, но слишком рано ушёл
из жизни, оставив горевать свою мать, потерявшую единственного сына.
Его любили и родные и близкие, потому он навсегда останется у всех
нас в памяти. Да обретет он покой в Саду Эдемском....
Подходил к концу первый месяц осени, время, когда евреи всего мира
готовятся к “осенним праздникам”. К ним относятся Рош а Шана (Новый
год) и Йом Кипур (День искупления). В эти дни решается судьба всего
народа, мира, каждого человека. Все, что произойдет с человеком в
этот год, решается в это время, в период между Рош а Шана и Йом Кипур.
Тора предписывает человеку в этот период тщательно и скрупулезно относиться
к своим поступкам, исправлять то, что в исправлении нуждается. Человек,
который ведет службу в эти дни, должен быть известен своей Богобоязненностью,
мудростью и особым подходом к исполнению мицвот (заповедей). В связи
с тем, что раввин нашей общины р. Захария по не зависящим от него
обстоятельствам не мог находиться в России, председатель общины “Бейт
Талхум” Акиф Гилалов специально пригласил для проведения этих обрядовых
мероприятий из Израиля р. Амрана. Р. Амран родился и воспитывался
в традиционной марокканской семье. Этот смуглый человек, с восточной
внешностью, грустными и выразительными глазами, сразу же расположил
к себе людей своей скромностью и теплым, радостным подходом к каждому
прихожанину нашей общины. Разные люди обращались к нему с различными
вопросами, и каждого р. Амран готов был выслушать и дать оптимальный
ответ, отвечающий той или иной ситуации. После молитвы р. Амран отвечал
на вопросы прихожан, касающихся праздников (Рош а Шана и Йом Кипур),
понимая, что для многих прихожан это первый праздник, проводимый в
соответствии с религиозными традициями, как этого требует Тора, Р.
Амран давал подробные ответы на порой шокирующие ортодоксального еврея
вопросы. Ежедневно он читал лекции прихожанам, рассказывая о различных
особенностях и деталях предстоящих праздников, объясняя важность этих
дней, как для самих прихожан, так и для всего мира. В своих лекциях
р. Амран подчеркивал, что, как бы тяжело ни складывалась судьба нашего
народа, в такие праздники, как Рош а Шана и Йом Кипур, евреи всегда
старались сделать по максимуму все от них зависящее, ибо в эти дни
решается судьба всего народа (и мира) на будущий год. И вскоре прихожане,
несмотря на языковой барьер, “сблизились” с р. Амраном, задавая ему
личные вопросы, которых у каждого было немало. И никто не оставался
без ответа. Он терпеливо выслушивал каждого, а если кто-то проявлял
гипертрофированное чувство раскаяния (типа “я слишком много сделал
плохого в жизни”), он успокаивал его, говоря, что нет вины человека
в том, чего он не знал, и что для него сейчас наступает новая точка
отсчета ответственности за свои действия, и что человек судится Высшим
Судом по состоянию на данный момент, а не по прошлым и будущим действиям.
И вот наступил праздник Рош а Шана. Излишне будет отметить, что все
молитвы и религиозные обряды р. Амран проводил в соответствии с обычаями
выходцев восточных общин и сефардов (к которым относимся и мы). Мне
запомнился один эпизод. Есть обычай в Рош а Шана идти к воде (реке)
и производить там обряд Ташлих, т.е. вытряхивать содержимое карманов,
как бы говоря этим, что мы освобождаем себя от грехов, как бы вытряхивая
их в реку или там, где проводим этот обряд. И вот возвращаясь с Яузы,
рядом с синагогой горских евреев на ул. Архипова, мы, идя всей общиной
во главе с р. Амраном, встретились с другой группой верующих из соседней
Московской хоральной синагоги, идущих к реке для осуществления этого
обряда. Некоторые из них с удовлетворением отметили, что такое большое
количество горских евреев, возвращающихся после проведения обряда
с израильским раввином, говорит о возвращении к Торе и традициям наших
отцов.
Вызывая к Торе людей, р. Амран давал каждому благословение (борухо),
которые включали в себя все, что необходимо каждому для его жизнедеятельности.
После праздника Йом Кипур за трапезой р. Амран поделился с нами тем,
что, когда он уезжал в Россию, место, где на протяжении 70 лет люди
были оторваны от своих традиций и корней, он взял с собой кошерные
продукты, уверенный в том, что он не найдет их в России. И вот он
приехал в Москву в первую синагогу горских евреев, функционирующую
по всем традиционным канонам ортодоксального иудаизма, людей, которые,
если и не знают в совершенстве всех законов иудаизма, то, по крайней
мере, стремятся к этому. По словам р. Амрана, он был приятно удивлен,
узнав, что на кухне в синагоге соблюдаются (строго!!!) и безукоризненно
все законы Кашрута. И главное, что прихожане, хотя и большинство из
них молится на русском языке, уже считают молитву неотъемлемой частью
своей жизни. Уезжая в Израиль, р. Амран благословил братьев Гилаловых,
людей, благодаря которым была построена и функционирует синагога горских
евреев, чтобы у них и впредь с Божьей помощью была возможность делать
добрые дела, а также всю общину и прихожан, пожелав им укрепиться
в Торе и заповедях. |