№ 1/2000
Обложка
 
 English ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ ВСЕМИРНОГО КОНГРЕССА ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ
Свежий номер
Архив
Подписка
Редакция
Контакты
Ссылки

Наука
 
Гимнастика для мозга
 
Мозг человека - нет подобного ему по возможностям среди всех творений, нет даже отдаленно напоминающего его. Как и рукам и ногам, мозгу необходима постоянная работа, чтобы развиваться и поддерживать дееспособность. Ведь если забинтовать руку, чтобы лишить ее подвижности, через две недели начинается атрофия.

Лишь после переворота, происшедшего в моей жизни, я понял, до какой степени пренебрегал прежде развитием мозга и работой с учебным материалом. Несколько часов занятий составляли учебный день в гимназии. И на этом заканчивалась работа ума. Дети соседей, вижу я и сегодня, возвращаются вскоре после двенадцати и идут играть в футбол. Небольшие домашние задания теряются между развлечениями, играми и часами пассивного сидения перед телевизором. Подобно тому, когда я смотрю на себя в качестве работающего человека, то вижу, несколько мозгу недоставало нагрузки. За восемь часов работы я, в основном, использовал знания, приобретенные в прошлом. Это никак не развивало возможностей мозга. От конца рабочего дня до начала следующего занимали развлечения, соседствовавшие с необходимыми в быту привычными механическими действиями. Где-то к 25 годам я, в сущности, достиг предела своих умственных возможностей - и застрял на нем. И если бы мне не повезло, то на этом и завершилась жизнь.

Но, слава Б-гу, мне повезло. Сегодня я нахожусь среди тех, кто учится, Это главная отличительная особенность религиозного сообщества. Тот, кто сосчитает учебные часы ребенка в моем новом окружении, будет шокирован. Он учится в шабаты, праздники и "всевозможные дни отдыха".

Количество часов, когда мозг еврейского ребенка напряженно работает, не уступает нагрузке студента, проучившегося несколько лет в университете. Качество преподавания и методика обучения в религиозных школах превосходит уровень государственной системы образования. К такому выводу пришла Айрис Левин, профессор факультета педагогики Тель-Авивского университета, и ее сотрудники. В подготовленном ими исследовании высоко оценивается методика изучения Талмуда, и утверждается, что она "развивает возможности логического мышления в большей степени, чем для мозга? принятая в государственных школах" ("Маарив 29.01.98.). Исследователи рекомендуют "перенять некоторые элементы системы религиозного образования и включить их в государственную систему образования".

Мой ум распахнут сегодня для понимания таких явлений, о самом существовании которых я раньше не подозревал. Новые знания и новые возможности мозга помогают мне выбирать правильный путь в жизни. Мой мозг работает! А когда я не в состоянии разрешить проблему, даже в области моей лечебной практики или в делах, я спрашиваю раввина. Достаточно увидеть, как он анализирует проблему и взвешивает все возможности, используя свой натренированный изучением Торы мозг, чтобы загореться желанием обрести такие же возможности. Путь открыт перед каждым, каждый может, как и я, попытаться.

 
 
 
Свежий номер Архив Подписка Редакция Контакты Ссылки