Мозг человека - нет подобного ему по возможностям среди всех творений,
нет даже отдаленно напоминающего его. Как и рукам и ногам, мозгу необходима
постоянная работа, чтобы развиваться и поддерживать дееспособность.
Ведь если забинтовать руку, чтобы лишить ее подвижности, через две
недели начинается атрофия.
Лишь после переворота, происшедшего в моей жизни, я понял, до какой
степени пренебрегал прежде развитием мозга и работой с учебным материалом.
Несколько часов занятий составляли учебный день в гимназии. И на
этом заканчивалась работа ума. Дети соседей, вижу я и сегодня, возвращаются
вскоре после двенадцати и идут играть в футбол. Небольшие домашние
задания теряются между развлечениями, играми и часами пассивного
сидения перед телевизором. Подобно тому, когда я смотрю на себя
в качестве работающего человека, то вижу, несколько мозгу недоставало
нагрузки. За восемь часов работы я, в основном, использовал знания,
приобретенные в прошлом. Это никак не развивало возможностей мозга.
От конца рабочего дня до начала следующего занимали развлечения,
соседствовавшие с необходимыми в быту привычными механическими действиями.
Где-то к 25 годам я, в сущности, достиг предела своих умственных
возможностей - и застрял на нем. И если бы мне не повезло, то на
этом и завершилась жизнь.
Но, слава Б-гу, мне повезло. Сегодня я нахожусь среди тех, кто
учится, Это главная отличительная особенность религиозного сообщества.
Тот, кто сосчитает учебные часы ребенка в моем новом окружении,
будет шокирован. Он учится в шабаты, праздники и "всевозможные
дни отдыха".
Количество часов, когда мозг еврейского ребенка напряженно работает,
не уступает нагрузке студента, проучившегося несколько лет в университете.
Качество преподавания и методика обучения в религиозных школах превосходит
уровень государственной системы образования. К такому выводу пришла
Айрис Левин, профессор факультета педагогики Тель-Авивского университета,
и ее сотрудники. В подготовленном ими исследовании высоко оценивается
методика изучения Талмуда, и утверждается, что она "развивает
возможности логического мышления в большей степени, чем для мозга?
принятая в государственных школах" ("Маарив 29.01.98.).
Исследователи рекомендуют "перенять некоторые элементы системы
религиозного образования и включить их в государственную систему
образования".
Мой ум распахнут сегодня для понимания таких явлений, о самом существовании
которых я раньше не подозревал. Новые знания и новые возможности
мозга помогают мне выбирать правильный путь в жизни. Мой мозг работает!
А когда я не в состоянии разрешить проблему, даже в области моей
лечебной практики или в делах, я спрашиваю раввина. Достаточно увидеть,
как он анализирует проблему и взвешивает все возможности, используя
свой натренированный изучением Торы мозг, чтобы загореться желанием
обрести такие же возможности. Путь открыт перед каждым, каждый может,
как и я, попытаться. |