Жизнь еврейской общины одинакова во всем мире.
И в этой статье фото и текст еще раз это подчеркивают на примере Нью-Йоркской
и Московской общины.
Несколько лет назад в одном из отелей Нью-Йорка я увидел записку,
приколотую в кабине телефона. Надпись на ней была проста: "Это
не репетиция, это - жизнь. Не упусти ее".
С тех пор это послание прошло красной нитью через мою жизнь. Кто
из нас сможет признаться в том, что мы не заложили свою жизнь какой-то
мечте, мечте, которой никогда не суждено осуществиться? Для того,
чтобы понять нужна ли нам эта мечта следует задать себе простой
вопрос: какова конечная цель нашей жизни? Казалось бы, ответ очевиден:
карьера, семья, признание, власть. В этой бесконечной гонке за весьма
призрачным счастьем нетрудно забыть о том, кого ежедневно просят
установить его власть в мире, сотворенном по его воле во всех синагогах
мира. О том, чьи пути нам могут быть непонятны, но чье имя мы призываем
возвыситься и освятиться даже в поминальной молитве.
Мы работаем для того, чтобы прожить и прокормить семью, убеждая
себя, что как только мы закончим то или иное, мы наконец выкроим
время, чтобы завтра или послезавтра сходить в синагогу на молитву,
сходить на урок и начать, наконец, новую жизнь. Это убеждение тенденциозно
и весьма опасно, потому что каждый из нас где-то в душе знает, что
завтра не наступит никогда. Уже потом, в 60 или 65, окруженные или
не окруженные внуками и правнуками мы оглянемся назад и поймем,
что все те годы, прожитые в ожидании этой настоящей, новой жизни
прошли, а шанс изменить что-то в течение времени упущен. В данном
контексте весьма интересно звучит следующая история: Одного человека
приговорили к смерти. Приговор был оглашен, и беднягу сажают в карету,
которая должна доставить его к месту казни. Карета стремительно
несется по дороге и неизбежная развязка очевидна. Неизвестно лишь
время трагического финала. На своем пути этот человек видит балаганы
и веселые ярмарки, бродячих актеров скоморохов, но какое ему теперь
дело до всеобщего веселья?
Эта дорога, повозка и человек в ней сравнивается с человеческой
жизнью. Жизнь неизбежно кончается смертью, и по мнению атеистов,
это опровергает мысль о существовании Б-га. Однако, наш мир был
бы весьма оригинальным творением, если бы Б-га можно было увидеть,
как драматурга в театре, предстающего перед публикой после премьеры
своей пьесы.
Я не призываю читателя научиться ценить каждое мгновение. Это не
ответ, да и подходит далеко не всем. К сожалению, это не совсем
подходит и мне. Но это, я надеюсь, своего рода увещевание: всё,
что вы хотите сделать, сделайте это сейчас. Сделайте героическое
усилие, встаньте пораньше с утра и придите к нам на утреннюю молитву,
останьтесь на обед и послеобеденный урок. Неважно насколько вы молоды
или стары: пока вы обдумываете это, уже становится позднее.
Есть много людей, которые считают, что единственное разумное решение
для евреев, это их ассимиляция. Есть и другие, которые утверждают,
что наша цель - жить, что наша дорога - выжить и дожить до того
дня, когда "Б-г станет царем над всей землей... И будет признан
всеми народами и лишь его имя будет у всех на устах". Тогда,
возможно, наша жизнь перестанет быть гонкой за призрачной тенью.
Тогда, возможно, наша жизнь перестанет быть репетицией.
|