Рош А-Шана
Праздник Рош А-Шана (Глава Года) - еврейский "Новый год"
празднуется 30 числа еврейского месяца Элул и в первый день следующего
месяца Тишрей. (Соответственно нееврейскому календарю, в этом году
это - 30 сентября и 1 октября. Так как еврейский день считается от
заката солнца, в Москве Рош А-Шана начнется 29 сентября в 19:00).
Справедливости ради следует заметить, что, вообще-то говоря, согласно
нашей традиции в году существуют 4 точки которые можно назвать Рош
А-Шана. Один из трактатов Талмуда так и называется - Рош А-Шана.
(Талмуд - свод Устной Торы, главной части еврейского Учения, полученного
Моисеем на горе Синай). Первая глава упомянутого трактата начинается
с описания 4-х "Глав Года". Каждый из этих дней памятная
дата о каком-либо событии. Это точки в году, согласно которым идет
расчет определенных религиозных законов земледелия, скотоводства
и д.р., в тонкости которых мы не будем сейчас углубляться. Однако
заслуживает упоминания еще одна дата кроме Рош А-Шана, которую мы
готовимся скоро отметить. Это Новый год деревьев - Ту-би-Шват, что
означает 15-е число месяца Шват. (В данном случае число обозначается
буквами еврейского алфавита; "Тет" и "Вав" дают
в сумме 15). Ту-би-Шват - тоже в принципе дата для расчета определенных
сельскохозяйственных законов Земли Израиля, тем не менее, сравнительно
недавно возникла традиция отмечать его как праздник. Однако о нем
мы расскажем в свое время. Рош А-Шана, который нам скоро предстоит
праздновать, является точкой отсчета лет, ибо в этот день было законченно
Творение Мира. Именно в этот день, 5761 год назад, Всевышний создал
первого человека Адама и его жену Хаву. Эти люди являлись главной
целью Творения и его завершением. Как известно, мир был сотворен
за 6 дней и в последний из них - в пятницу, непосредственно перед
Субботой и были сотворены первые люди. (7-й день тоже часто относят
к дням создания мира, но в этот день Вс-вышний сотворил саму Субботу
- т.е. Субботний отдых и духовные качества этого дня).
Адам и Хава были созданы уже взрослыми людьми и помещены Б-гом
в некое таинственное место - ган Эден, видимо отчасти духовное,
отчасти материальное. Первые люди не выполнили распоряжение Творца
относительно их образа действий в этом месте. Они нарушили единственную
запретную заповедь, данную Адаму - не есть плод Древа познания Добра
и Зла. (Кстати, ошибка утверждать, что это было яблоко - по одной
из версий это был виноград - источник бед и в дальнейшей человеческой
истории; по другой версии это было некое хлебное дерево; по третьей
- инжир, в подтверждение этой гипотезы объясняют, что все деревья
в ган Эден отказались в дальнейшем предоставить свои листья для
одежды Адама и Хавы; они смогли получить их только от инжира - "соучастника"
их преступления. Я слышал от одного раввина, что Адам (который вообще-то
был великим праведником) съел этот плод не просто ради своей прихоти
или что у него была какая-то особая страсть к нему. Дело в том,
что ошибка первого человека была в его неправильном подходе к службе
Творцу. Он считал, что впустив в себя Зло, он сможет его преодолеть
и тем самым сделать великий Тикун (исправление, улучшение) в духовных
мирах. Адам поставил себя в испытание вопреки воле Всевышнего и
не выдержал его. Как следствие, в сознании самого первого человека
и его потомков все перемешалось. Теперь очень часто люди принимают
добро за зло и наоборот, чего не было до греха Адама.
Свой грех первые люди "успели" сделать в тот же день,
еще до наступления Субботы. (Говорят еврейские мудрецы, если бы
они продержались хотя бы до субботы, жизнь человечества сложилась
бы совсем по-другому). В тот же день Адама, Хаву и змея, соблазнившего
их, судил Всевышний и определил им наказание. Поэтому Рош А-Шана
и установлен на век как День Суда. (Между прочим, Судным днем часто
называют Йом Кипур, но это неверный перевод. Йом Кипур переводится,
как День Искупления - день, в который Всевышний может простить человеку
грехи при искреннем раскаянии. Это день, в который ставится печать
на приговоре, который был сделан в Рош А-Шана.
Сказано в наших книгах, что праведникам и злодеям пишется приговор,
где определена их судьба на предстоящий год сразу в рош Ашана. (Поэтому,
кстати, есть обычай говорить пожелание о хорошем приговоре на следующий
год только после первой, вечерней молитвы Рош А-Шана. Мы тем самым
как бы демострируем, что наш собеседник - праведник). Средние же
люди - и не очень праведники и не очень злодеи - судятся все десять
дней от Рош А-Шана до Йом Кипур.
Их так и называют - Дни Раскаяния, период, когда человек еще может
изменить свою судьбу в предстоящем году к лучшему. Тем не менее,
евреи всегда оптимистично относились к этим Грозным Дням, веря в
милость Всевышнего к ним. Поэтому, ни смотря на Суд, мы отмечаем
эти дни как праздники; в Рош А-шана это торжественные трапезы с
особыми обычаями, в синагогах - праздничные молитвы, белые одежды
у многих молящихся. В Йом Кипур, еще более торжественная атмосфера,
молитвы, опять белые одежды... Даже пост Йом Кипур отчасти, чтобы
уподобить человека ангелу...
Возвращаясь к нашей теме - Рош А-Шана я хотел бы сказать о некоторых
обычаях, которые касаются праздничной трапезы.
Надо заметить, что есть значительная разница между религиозным
статусом того, что мы называем "мицва" - заповедь и "минхаг"
- обычай. Заповедь - это повеление Всевышнего делать или не делать
что-либо или постановление Мудрецов, которых Всевышний же приказал
нам слушаться. Когда еврей выполняет какую-либо заповедь он при
этом создает новые духовные миры (хотя и мы не всегда понимаем глубокого
смысла заповеди). Даже когда еврей говорит простое благословение
Всевышнего "все духовные миры содрогаются", - как сказано
в кабаллистических книгах. Это, кстати, одна из причин, почему в
Торе написано, что человек "подобен" Б-гу. Если же делается
нарушение заповеди, духовные миры разрушаются, хотя еврей не осознает
и не понимает этого.
сложившаяся традиция, которая, если она имеет хорошее зерно, конечно
угодна Всевышнему и некоторые обычаи даже записаны в книге еврейских
законов и считаются обязательными.
Обычаи праздничных трапез Рош А-Шана не являются какой-то категорически
необходимой "суперзаповедью", однако они связаны веками
и их следует придерживаться. Принято, чтобы на столе был ряд продуктов,
"симаним", перед употреблением которых мы кроме обычного
благословения говорим фразы, где просим Всевышнего о удачном годе.
Напрмер, принято иметь на столе баранью или рыбью голову, в связи
которой просят Б-га, чтобы "мы были всегда во главе, а не в
хвосте". Едят гранат и просят, чтобы было у нас заслуг перед
Всевышним как зерен в гранате и т.д.
Подобные тексты есть в сидурах в связи сродными продуктами. Собственно
кроме стандартной фразы обращения к Всевышнему текст может быть
произвольным, главное, чтобы он был связан с данным плодом и имел
некий намек на удаленный год.
Я слышал, что в одной ешиве ученик взял ананас и сказал "я
не знаю, что будет с другими народами, а на нас пусть будет браха
(благословение). Это, наверно, звучит как шутка, но действительно
в данном случае главное - хорошее, искреннее желание попросить Б-га
о помощи и удаче. Хотя, конечно, важно иметь на столе те продукты,
которые традиционно используются на Рош А-Шана - яблоки и мед (символ
сладкой жизни; кстати, в отличие от других трапез в году в эти дни
мы хлеб после благославения окунаем в мед, а не в соль), голову
барана или рыбы, просто рыбу, морковь, свеклу, некоторые другие
виды; что на них говорим, следует посмотреть в сидуре. На столе
не принято иметь слишком соленых, кислых, острых блюд - чтобы год
был спокойным и сладким. Не принято также иметь на столе орехи,
т.к. числовое значение слова "орех" на иврите соответствует
слову "грех", о чем напоминать Б-гу не следует.
Но главное, конечно, в Рош Ашана - это его заповеди - раскаяния
перед Всевышним, молитвы, трубление в Шафар. И это то основное,
что есть в этом празднике.
Рош А-Шана часто называют Днем Трубления в шафар (специально обработанный
бараний рог) - это день, когда мы напоминаем о готовности нашего
праотца Ицхака пожертвовать собой ради Всевышнего. В замену Ицхака
в жертву был принесен баран, посланный Всевышним, как говорит Мидраш
(часть устной Торы), ожидающий этого еще со времени Творения Мира.
Другой Мидраш рассказывает, что Шафар, - сделанный из этого барана
был слышан на горе Синай во время дарования Торы. Голос шофара как
бы напоминает Всевышнему о заслугах наших праотцов перед судными
днями. Когда в синагогах трубят в шофар, прихожане выполняют заповедь
Торы слушать трубление в шофар в Рош Ашана. В этом году трубление
будет только во второй день, так как первый день праздника - Суббота,
в нее трубление не производится. В шофар трубят около 100 раз за
день. Причиной этому является отчасти то, что мы точно не знаем,
как конкретно надо трубить и поэтому производится трубление согласно
всем основным версиям, приведенным в Талмуде. Однако в этом есть
и свой плюс. Когда Небесный Прокурор слышит, как евреи тщательно
стараются выполнить эту заповедь, мы отнимаем у него много поводов
для обвинения.
Раскаяние, пожертвования на благотворительные нужды, молитва -
это то, что может улучшить постановление Суда для человека на предстоящий
год. Я желаю всем доброго постановления и Шана Това и Матука - хорошего
и сладкого года!
Йом-Кипур
Даже люди очень далекие от религии знают, что Йом-Киппур считается
самым святым днем еврейского календаря. И московские синагоги, обычно
полупустые, в Йом-Кипур кипят от многолюдства. Но в чем же его особенная
святость? Чтобы это понять, мы должны вернуться к истокам истории
нашего народа, к тому времени, когда евреи только вышли из египетского
рабства, чтобы получить Тору на горе Синай. Сорок дней провел там
Моисей, чтобы, спустившись с двумя скрижалями, узнать, что его народ
согрешил - сделал Золотого Тельца. Еще сорок дней поста и молитв,
пока, наконец, Б-г разрешил ему вновь подняться на гору за вторыми
скрижалями. И должно было пройти еще сорок дней, пока еврейский
народ был, наконец, прощен, и Моисей мог спуститься вниз. Это произошло
в Йом-Кипур.
Наши мудрецы учат, что раскаяние было сотворено, до того как был
создан Мир. Но разве само время не является понятием физического
мира? Так как же можно говорить о том, что что-то могло существовать
до нашего Мира? Что же, в действительности, имели в виду мудрецы,
так то что, логически, раскаяние является предпосылкой существования
Мира. Ведь силы зла, как в самом человеке, так и вне него, настолько
велики, что Вселенная неминуемо бы пришла к самоуничтожению и распаду,
если бы в ней, изначально, не была бы заложена возможность для исправления
и возрождения.
Йом-Кипур - это тот самый день, который был предназначен Б-гом
для такого исправления. Талмуд учит, что все грехи, совершенные
человеком, кроме некоторых самых тяжких, прощаются ему в этот день.
Например, если кто-то поел недозволенную пищу, то он, с начала,
должен раскаяться, и в Йом-Кипур его грех будет прощен. В то же
время, если один человек нанес другому какое либо увечье, или причинил
финансовый ущерб или просто обидел, то такому человеку в Йом-Кипур
не прощается, до тех пор, пока он не возместит ущерб, а другой человек
не простит его. Но все это, при условии, что во время совершения
проступка человек не полагается на то, что наступит Йом-Кипур и
сотрет его грех. Именно эта необыкновенная духовная сила Йом-Кипура
сохранилась в коллективной памяти еврейского народа, отголосок которой
мы видим сегодня в переполненных синагогах.
Еврейский язык используют для "Раскаяния" слово ТШУВА,
что означает возвращение. В этот день душа возвращается к своему
истоку, к смыслу своего существования. Приятно, что на Арон-Кодеш
(шкаф, в котором хранится свиток Торы) надевают белое покрывало-символ
чистоты и святости. Во многих общинах, по этой же причине, некоторые
молящиеся надевают белые одежды.
В этот день, как ни в какой другой, тшува так близка и доступна.
И так близок Б-г, чтобы ее принять. |