№ 1/2000
Обложка
 
 English ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ ВСЕМИРНОГО КОНГРЕССА ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ
Свежий номер
Архив
Подписка
Редакция
Контакты
Ссылки

Еврейские праздники
 
Лев Слуцкин
 
 
Рош А-Шана

Праздник Рош А-Шана (Глава Года) - еврейский "Новый год" празднуется 30 числа еврейского месяца Элул и в первый день следующего месяца Тишрей. (Соответственно нееврейскому календарю, в этом году это - 30 сентября и 1 октября. Так как еврейский день считается от заката солнца, в Москве Рош А-Шана начнется 29 сентября в 19:00).

Справедливости ради следует заметить, что, вообще-то говоря, согласно нашей традиции в году существуют 4 точки которые можно назвать Рош А-Шана. Один из трактатов Талмуда так и называется - Рош А-Шана. (Талмуд - свод Устной Торы, главной части еврейского Учения, полученного Моисеем на горе Синай). Первая глава упомянутого трактата начинается с описания 4-х "Глав Года". Каждый из этих дней памятная дата о каком-либо событии. Это точки в году, согласно которым идет расчет определенных религиозных законов земледелия, скотоводства и д.р., в тонкости которых мы не будем сейчас углубляться. Однако заслуживает упоминания еще одна дата кроме Рош А-Шана, которую мы готовимся скоро отметить. Это Новый год деревьев - Ту-би-Шват, что означает 15-е число месяца Шват. (В данном случае число обозначается буквами еврейского алфавита; "Тет" и "Вав" дают в сумме 15). Ту-би-Шват - тоже в принципе дата для расчета определенных сельскохозяйственных законов Земли Израиля, тем не менее, сравнительно недавно возникла традиция отмечать его как праздник. Однако о нем мы расскажем в свое время. Рош А-Шана, который нам скоро предстоит праздновать, является точкой отсчета лет, ибо в этот день было законченно Творение Мира. Именно в этот день, 5761 год назад, Всевышний создал первого человека Адама и его жену Хаву. Эти люди являлись главной целью Творения и его завершением. Как известно, мир был сотворен за 6 дней и в последний из них - в пятницу, непосредственно перед Субботой и были сотворены первые люди. (7-й день тоже часто относят к дням создания мира, но в этот день Вс-вышний сотворил саму Субботу - т.е. Субботний отдых и духовные качества этого дня).

Адам и Хава были созданы уже взрослыми людьми и помещены Б-гом в некое таинственное место - ган Эден, видимо отчасти духовное, отчасти материальное. Первые люди не выполнили распоряжение Творца относительно их образа действий в этом месте. Они нарушили единственную запретную заповедь, данную Адаму - не есть плод Древа познания Добра и Зла. (Кстати, ошибка утверждать, что это было яблоко - по одной из версий это был виноград - источник бед и в дальнейшей человеческой истории; по другой версии это было некое хлебное дерево; по третьей - инжир, в подтверждение этой гипотезы объясняют, что все деревья в ган Эден отказались в дальнейшем предоставить свои листья для одежды Адама и Хавы; они смогли получить их только от инжира - "соучастника" их преступления. Я слышал от одного раввина, что Адам (который вообще-то был великим праведником) съел этот плод не просто ради своей прихоти или что у него была какая-то особая страсть к нему. Дело в том, что ошибка первого человека была в его неправильном подходе к службе Творцу. Он считал, что впустив в себя Зло, он сможет его преодолеть и тем самым сделать великий Тикун (исправление, улучшение) в духовных мирах. Адам поставил себя в испытание вопреки воле Всевышнего и не выдержал его. Как следствие, в сознании самого первого человека и его потомков все перемешалось. Теперь очень часто люди принимают добро за зло и наоборот, чего не было до греха Адама.

Свой грех первые люди "успели" сделать в тот же день, еще до наступления Субботы. (Говорят еврейские мудрецы, если бы они продержались хотя бы до субботы, жизнь человечества сложилась бы совсем по-другому). В тот же день Адама, Хаву и змея, соблазнившего их, судил Всевышний и определил им наказание. Поэтому Рош А-Шана и установлен на век как День Суда. (Между прочим, Судным днем часто называют Йом Кипур, но это неверный перевод. Йом Кипур переводится, как День Искупления - день, в который Всевышний может простить человеку грехи при искреннем раскаянии. Это день, в который ставится печать на приговоре, который был сделан в Рош А-Шана.

Сказано в наших книгах, что праведникам и злодеям пишется приговор, где определена их судьба на предстоящий год сразу в рош Ашана. (Поэтому, кстати, есть обычай говорить пожелание о хорошем приговоре на следующий год только после первой, вечерней молитвы Рош А-Шана. Мы тем самым как бы демострируем, что наш собеседник - праведник). Средние же люди - и не очень праведники и не очень злодеи - судятся все десять дней от Рош А-Шана до Йом Кипур.

Их так и называют - Дни Раскаяния, период, когда человек еще может изменить свою судьбу в предстоящем году к лучшему. Тем не менее, евреи всегда оптимистично относились к этим Грозным Дням, веря в милость Всевышнего к ним. Поэтому, ни смотря на Суд, мы отмечаем эти дни как праздники; в Рош А-шана это торжественные трапезы с особыми обычаями, в синагогах - праздничные молитвы, белые одежды у многих молящихся. В Йом Кипур, еще более торжественная атмосфера, молитвы, опять белые одежды... Даже пост Йом Кипур отчасти, чтобы уподобить человека ангелу...

Возвращаясь к нашей теме - Рош А-Шана я хотел бы сказать о некоторых обычаях, которые касаются праздничной трапезы.

Надо заметить, что есть значительная разница между религиозным статусом того, что мы называем "мицва" - заповедь и "минхаг" - обычай. Заповедь - это повеление Всевышнего делать или не делать что-либо или постановление Мудрецов, которых Всевышний же приказал нам слушаться. Когда еврей выполняет какую-либо заповедь он при этом создает новые духовные миры (хотя и мы не всегда понимаем глубокого смысла заповеди). Даже когда еврей говорит простое благословение Всевышнего "все духовные миры содрогаются", - как сказано в кабаллистических книгах. Это, кстати, одна из причин, почему в Торе написано, что человек "подобен" Б-гу. Если же делается нарушение заповеди, духовные миры разрушаются, хотя еврей не осознает и не понимает этого.

сложившаяся традиция, которая, если она имеет хорошее зерно, конечно угодна Всевышнему и некоторые обычаи даже записаны в книге еврейских законов и считаются обязательными.

Обычаи праздничных трапез Рош А-Шана не являются какой-то категорически необходимой "суперзаповедью", однако они связаны веками и их следует придерживаться. Принято, чтобы на столе был ряд продуктов, "симаним", перед употреблением которых мы кроме обычного благословения говорим фразы, где просим Всевышнего о удачном годе. Напрмер, принято иметь на столе баранью или рыбью голову, в связи которой просят Б-га, чтобы "мы были всегда во главе, а не в хвосте". Едят гранат и просят, чтобы было у нас заслуг перед Всевышним как зерен в гранате и т.д.

Подобные тексты есть в сидурах в связи сродными продуктами. Собственно кроме стандартной фразы обращения к Всевышнему текст может быть произвольным, главное, чтобы он был связан с данным плодом и имел некий намек на удаленный год.

Я слышал, что в одной ешиве ученик взял ананас и сказал "я не знаю, что будет с другими народами, а на нас пусть будет браха (благословение). Это, наверно, звучит как шутка, но действительно в данном случае главное - хорошее, искреннее желание попросить Б-га о помощи и удаче. Хотя, конечно, важно иметь на столе те продукты, которые традиционно используются на Рош А-Шана - яблоки и мед (символ сладкой жизни; кстати, в отличие от других трапез в году в эти дни мы хлеб после благославения окунаем в мед, а не в соль), голову барана или рыбы, просто рыбу, морковь, свеклу, некоторые другие виды; что на них говорим, следует посмотреть в сидуре. На столе не принято иметь слишком соленых, кислых, острых блюд - чтобы год был спокойным и сладким. Не принято также иметь на столе орехи, т.к. числовое значение слова "орех" на иврите соответствует слову "грех", о чем напоминать Б-гу не следует.

Но главное, конечно, в Рош Ашана - это его заповеди - раскаяния перед Всевышним, молитвы, трубление в Шафар. И это то основное, что есть в этом празднике.

Рош А-Шана часто называют Днем Трубления в шафар (специально обработанный бараний рог) - это день, когда мы напоминаем о готовности нашего праотца Ицхака пожертвовать собой ради Всевышнего. В замену Ицхака в жертву был принесен баран, посланный Всевышним, как говорит Мидраш (часть устной Торы), ожидающий этого еще со времени Творения Мира. Другой Мидраш рассказывает, что Шафар, - сделанный из этого барана был слышан на горе Синай во время дарования Торы. Голос шофара как бы напоминает Всевышнему о заслугах наших праотцов перед судными днями. Когда в синагогах трубят в шофар, прихожане выполняют заповедь Торы слушать трубление в шофар в Рош Ашана. В этом году трубление будет только во второй день, так как первый день праздника - Суббота, в нее трубление не производится. В шофар трубят около 100 раз за день. Причиной этому является отчасти то, что мы точно не знаем, как конкретно надо трубить и поэтому производится трубление согласно всем основным версиям, приведенным в Талмуде. Однако в этом есть и свой плюс. Когда Небесный Прокурор слышит, как евреи тщательно стараются выполнить эту заповедь, мы отнимаем у него много поводов для обвинения.

Раскаяние, пожертвования на благотворительные нужды, молитва - это то, что может улучшить постановление Суда для человека на предстоящий год. Я желаю всем доброго постановления и Шана Това и Матука - хорошего и сладкого года!

Йом-Кипур

Даже люди очень далекие от религии знают, что Йом-Киппур считается самым святым днем еврейского календаря. И московские синагоги, обычно полупустые, в Йом-Кипур кипят от многолюдства. Но в чем же его особенная святость? Чтобы это понять, мы должны вернуться к истокам истории нашего народа, к тому времени, когда евреи только вышли из египетского рабства, чтобы получить Тору на горе Синай. Сорок дней провел там Моисей, чтобы, спустившись с двумя скрижалями, узнать, что его народ согрешил - сделал Золотого Тельца. Еще сорок дней поста и молитв, пока, наконец, Б-г разрешил ему вновь подняться на гору за вторыми скрижалями. И должно было пройти еще сорок дней, пока еврейский народ был, наконец, прощен, и Моисей мог спуститься вниз. Это произошло в Йом-Кипур.

Наши мудрецы учат, что раскаяние было сотворено, до того как был создан Мир. Но разве само время не является понятием физического мира? Так как же можно говорить о том, что что-то могло существовать до нашего Мира? Что же, в действительности, имели в виду мудрецы, так то что, логически, раскаяние является предпосылкой существования Мира. Ведь силы зла, как в самом человеке, так и вне него, настолько велики, что Вселенная неминуемо бы пришла к самоуничтожению и распаду, если бы в ней, изначально, не была бы заложена возможность для исправления и возрождения.

Йом-Кипур - это тот самый день, который был предназначен Б-гом для такого исправления. Талмуд учит, что все грехи, совершенные человеком, кроме некоторых самых тяжких, прощаются ему в этот день. Например, если кто-то поел недозволенную пищу, то он, с начала, должен раскаяться, и в Йом-Кипур его грех будет прощен. В то же время, если один человек нанес другому какое либо увечье, или причинил финансовый ущерб или просто обидел, то такому человеку в Йом-Кипур не прощается, до тех пор, пока он не возместит ущерб, а другой человек не простит его. Но все это, при условии, что во время совершения проступка человек не полагается на то, что наступит Йом-Кипур и сотрет его грех. Именно эта необыкновенная духовная сила Йом-Кипура сохранилась в коллективной памяти еврейского народа, отголосок которой мы видим сегодня в переполненных синагогах.

Еврейский язык используют для "Раскаяния" слово ТШУВА, что означает возвращение. В этот день душа возвращается к своему истоку, к смыслу своего существования. Приятно, что на Арон-Кодеш (шкаф, в котором хранится свиток Торы) надевают белое покрывало-символ чистоты и святости. Во многих общинах, по этой же причине, некоторые молящиеся надевают белые одежды.

В этот день, как ни в какой другой, тшува так близка и доступна. И так близок Б-г, чтобы ее принять.

 
 
 
Свежий номер Архив Подписка Редакция Контакты Ссылки