Братья Гилаловы строят синагогу в г. Тират-Кармелъ. Официальная
церемония состоялась 16 ава 5760 г. (17 августа 2000 года).
Синагога "Бейт Талхум"
События начала девяностых годов, повлекшие за собой распад СССР,
привели не только к появлению новых стран, но и к серьезным миграционным
процессам на всем постсоветском пространстве. Эти изменения коснулись
и евреев, представителей неашкеназских восточных этнических групп.
Речь идет о горских евреях (джуури), бухарских, грузинских. Их образ
жизни, религиозные установки заметно отличаются от ашкеназим, и
надо заметить, что они более бережно относятся к сохранению своего
наследия. Для них самоидентификация всегда стояла на первом месте,
в отличие от подвергнутой ассимиляции группы европейских евреев.
Потому, вынужденные покинуть привычную среду обитания, уехав в Израиль,
Америку, Россию, они не забывали дорогие их сердцу Азербайджан,
Грузию, Крым, Среднюю Азию. Приехав в Москву, они остро нуждались
в общении друг с другом, совместных молитвах. Благодаря усилиям
Главного раввина России А. Шаевича и Главного раввина Москвы П.
Гольдшмидта в столице стали появляться первые общины сефардских
евреев. Наиболее активная среди них - община "Измайлово"
во главе с молодым раввином М. Пинхасовым. Но своей синагоги у них
до последнего времени не было.
И вот настал радостный для всех день: во дворе комплекса Московской
хоральной синагоги в Спасоглинищевском переулке открылась первая
в Москве сефардская синагога, построенная при спонсорской поддержке
братьев Акифа и Заура Гилаловых, вице-президентов еврейской общины
Москвы, в честь светлой памяти Гуршумова Таира Гилаловича.
Сефардская синагога построена благодаря горским евреям - выходцам
из Азербайджана. Горские евреи говорят на диалекте западноиранского
языка, живут в Азербайджане (Куба, Баку, Шемаха, Варташен, Шеки,
Закаталы), а также в российской части Северного Кавказа (в Дагестане
- Дербент, Махачкала, Буйнакск, Хасавьюрт), Чечне (Грозный), Северной
Осетии -Алании (Моздок), Кабардино-Балкарии (Нальчик), в Кавказских
Минеральных Водах (Ставропольский край). Главный раввин Кавминвод
Шертиль Шалумов специально приехал в Москву на открытие синагоги.
Судьба разбросала горских евреев по всему миру. Но, несмотря на
это они сохраняют верность традициям Торы, передавая их из поколения
в поколение.
Главным элементом в иудаизме является Свиток Торы. На открытии
первой московской синагоги горских евреев, построенной Зауром и
Акифом Гилаловами, бизнесмен Роланд Исаев, друг семьи Гилаловых
от своего имени передал в дар синагоге Свиток Торы в великолепном
серебряном футляре. Это был дорогой и приятный подарок верующим.
Мы хотим от имени общины "Бейт Талхум" поздравить Роланда
Исаева с предстоящей свадьбой, которая состоится в Израиле!
Желаем ему от имени общины "Бейт Талхум" счастья, благополучия,
здоровья и успехов! МазлТов!
Главный элемент иудаизма - Свиток Торы. Подарок синагоге Роландом
Исаевым
Скромный домик превратился в уютную и красивую синагогу, двор которой
и весь переулок были в тот вечер заполнены тысячами людей, танцующих
и поющих от счастья. Шествие с внесением свитка Торы, факелы над
головами, отблески огня на серебряном футляре свитка, подаренного
Роландом Исаевым, - зрелище было незабываемым!
Главный сефардский раввин Израиля Элиягу Бакши-Дорон, обратившись
к собравшимся, отметил, что поражен увиденным: все это происходит
на его глазах в стране, закрытой когда-то от всего мира железным
занавесом, стране, внедрявшей атеизм и унижавшей чувства верующих.
Но теперь Москва - часть еврейского мира, и здесь делается все для
верующих евреев.
Тепло было встречено выступление Главного раввина Москвы П. Гольдшмидта,
который проводит большую работу по возрождению иудаизма. Гольдшмидт
познакомил прихожан и гостей с раввином сефардской синагоги Захарией
Мататиягу, уроженцем Дагестана, ныне живущем в Израиле. Многие знают
Мататиягу как преподавателя "Торат Хаим" - одного из лучших
высших религиозных учебных заведений в России.
Президент еврейской общины Турции (Стамбул) Рифат Сабан отметил,
что сефарды всегда удивляли его тем, что мирно уживаются со всеми
народами, с которыми живут рядом. В основном это народы, исповедующие
ислам. Евреи умеют взаимообогощаться традициями, хорошо знают языки
соседних народов, их обычаи, и это всегда вызывает уважение к ним.
|
В переполненном Большом
зале Московской хоральной синагоги, а позднее и в зале новой
синагоги можно было увидеть именитых гостей и уже ставших постоянными
прихожанами известных представителей сефардских евреев. Мы попросили
поделиться впечатлениями депутата Государственной Думы, доктора
юридических наук, академика РАЕН, президента Гильдии адвокатов
России Гасана Борисовича Мирзоева. Вот что он сказал: "Если
вы спросите меня, зачем мы живем, зачем мы созданы Б-гом, я
отвечу, цель нашей жизни во всепоглощающей любви Б-гу, родителям,
детям, ближнему, в самопожертвовании нашей Души, а значит, и
всего Б-жественного мира. Так говорят мои предки!" |
|