|
Эмиль КЕРИМОВ,
кандитат исторических наук, доцент, зав. отделов Института
этнографии и археологии Национальной АН Азербайджана |
Илья Шеребетович Анисимов (Нисим-оглы) оставил заметный след в истории
изучения истории и этнографии горских евреев Азербайджана. Среди работ
автора особое место занимает «Кавказские евреи-горцы», труд опубликован
в «Сборнике материалов по этнографии», издан в 1888 году при Дашковском
этнографическом музее в Москве.
В 80-х годах XIX века он объехал 88 населенных пунктов, имел довольно
широкий доступ в официальные учреждения. Как единоверец, горский еврей,
сын Нисима (богослова), везде был принят радушно. Пользовался доверием
своих сородичей. К тому же кроме родного языка он свободно владел
азербайджанским языком, что в значительной степени облегчало сбор
материалов. Об этом он особенно подчеркивает в своем вышеупомянутом
произведении.
В 1886 году в течение трех месяцев И. Ш. Анисимов побывал в Кубинском,
Шемахинском и Нухинском уездах Азербайджана, в частности в Кубе, Мюджи,
Мюджи-Афтаране, Вар-ташене. В поисках горских евреев И. Ш. Анисимов
побывал также и в других населенных пунктах Азербайджана — в Нидже,
Чухур-Кабале, Султан-Нухе, Алты-Агаче, Хилмилли. Исследователь справедливо
критикует своего предшественника, автора работы «Горские евреи» И.
Черного, опубликованной в 1870 году в «Сборнике сведений о кавказских
горцах», где ошибочно утверждал, что основным занятием кавказских
горцев была торговля, И. Ш. Анисимов считал горских евреев «народом
земледельческим». Автор утверждал, что горские евреи главным образом
занимались хлебопашеством, садоводством, огородничеством. Пшеницу
сеяли в основном в селении Афтаран. Земледелие здесь составляло ведущее
хозяйство населения. Важное место в хозяйственном быту населения занимало
также рисоводство, мареноводство (в Кубинском уезде), табаководство
(в Варташене). В селе Мюджи (в Исмаилинском районе) Анисимов нашел
заповеди, написанные в пергаменте в XVII веке. По мнению И. Ш. Анисимова,
это указывает на относительно недавнее знакомство горских евреев с
европейскими евреями. Между горскими евреями и азербайджанцами издавна
сложились тесные этнокультурные контакты, что способствовало формированию
общих или сходных черт в традиционном быту и культуре двух этносов.
И. Ш. Анисимов отмечает, что горские евреи живут с соседними народами
в дружбе и согласии. На Кавказе и, в частности, в Азербайджане он
наблюдал обряд побратимства между горскими евреями и мусульманами.
«Нередко горский еврей, — писал он, — вступает с мусульманином в дружбу
и, горячо поцеловавшись с ним, делается на всю жизнь курдашем. При
этом они часто обмениваются оружием и дают друг другу «священный обет»
не пожалеть и головы в случае спасения друга». Отмечается, что горский
еврей, принимающий ислам, получал торжественный титул «шейх». Общность
или сходство в культуре указанных этносов сложились, в частности,
в сфере традиционной пищи, в музыке (песни, музыкальные инструменты),
в семейно-бытовых отношениях (например, обычай избегания). Подчеркивается,
что на свадьбах евреи поют азербайджанские песни. Вместе с тем он
упоминает и о древнееврейских песнях (гимнах). В Кубе он собрал богатый
материал о народной медицине.
Известно, что в творчестве И. Ш. Анисимова заметный след оставил кавказовед
В. Миллер. Именно он рекомендовал И. Ш. Анисимову заниматься изучением
горских евреев. Фактически он был наставником И. Ш. Анисимова. Интересна
переписка между ними. Она содержит разные аспекты творчества И. Ш.
Анисимова, в частности проливает свет на некоторые стороны его бытовой
жизни. В них затрагивается вопрос о его трудоустройстве.
20 июля 1892 года он писал В. Миллеру о результатах поездки в Шемаху,
Нуху, Варташен, Мюджи, Кубу. Из Баку 18 ноября того же года он сообщает
В. Миллеру о трудоустройстве в Балаханах, куда он поступил на должность
техника с помощью управляющего Каспийско-Черноморского общества Ротшильда. |