|
И Ш. Анисимов. Махачкала.
1882г. |
|
Жена И. Ш. Анисимова — Мария
Вейншал с дочерью Цецилией. 1901 г. |
|
Дочь И Ш. Анисимова Цецилия
— мать Михаила Шпанина. Грозный. 1916г. |
В памяти еврейского народа сохранилось немало печальных событий,
оставивших неизгладимый след в его Истории начиная с насильственной
исламизации во времена Арабского халифата.
Для того чтобы сохранить свою жизнь во время Кавказской войны в России,
нашим соплеменникам
приходилось принимать и магометанство. Автор настоящих строк, внук
известного горско-еврейского этнографа И. Ш. Анисимова, хочет уточнить
существующую версию о том, что отец ученого (Шеребет Нисим-оглы) принял
во время этой войны магометанство.
В известной дореволюционной энциклопедии Брокгауза и Ефрона в статье
о И. Ш. Анисимове утверждается, что его отец стал подданным Шамиля
и принял магометанство (том 2, с. 582). Годы начавшейся в 1830 году
Кавказской войны были одними из самых тяжелых в истории горских евреев
Дагестана. Война Шамиля с «неверными» распространялась и на еврейское
население, жители которого насильственно обращались в ислам.
Отряды Шамиля грабили, убивали и уводили в плен жителей аулов, которых
потом приходилось выкупать за большие деньги.
Аул Тарки, где проживала семья Шеребета, дважды подвергался нападению
отрядов Шамиля. Это было летом и зимой 1847 года. Старожилы аула потом
рассказывали путешествовавшему по Кавказу первому исследователю горских
евреев Иуде Черному, что нападавшие сожгли в ауле все дома, убили
35 человек, в том числе женщин и детей. Убивали прямо в постели, избивали
плетками до полусмерти (Давид Ицхак «История евреев на Кавказе»).
Естественно, в такой ситуации горским евреям, чтобы уцелеть от расправы,
приходилось принимать магометанство.
В 1840 году главы еврейских общин в Дербенте обратились к царю с петицией
на иврите, прося «собрать рассеянных с гор, из лесов и малых сел,
что находятся в руках татар, в города и большие поселения».
Горские евреи хотел и мира и стабильности в регионе и в своем подавляющем
большинстве поддерживали в этой войне русских.
Семья Шеребета Нисима не была исключением. Но следует учесть, что
ко времени вышеописанных событий отец И. Ш. Анисимова Шеребет Нисим
был несовершеннолетним ребенком и, следовательно, принимал магометанство
не он, а его отец Нисим. А Шеребет Нисим, как известно, остался верным
иудаизму и впоследствии стал видным раввином своего времени.
Вышеупомянутая версия автора статьи согласуется с воспоминаниями ныне
покойной старшей дочери И. Ш. Анисимова Гюль-Бике Щербатовой.
Известно, что и в более близкие к нам времена горским евреям приходилось
учитывать сложившуюся обстановку.
Долгое время на горских евреев России не распространялись дискриминационные
законы царской империи. В связи с этим автор статьи вспоминает позицию
еще одного своего родственника — известного горского раввина Якова
Ицхаки, который имел прямое отношение к вышеизложенному.
В 1889 году Яков Ицхаки составил для российской администрации «Краткую
историю горских евреев», в которой утверждал, что у горских евреев
больше общего с мусульманами, чем с европейскими евреями.
В своем письме к сефардским и ашкеназийским раввинам он писал:
«Мы не являемся принадлежащей частью ни сефардского галута (диаспоры),
ни ашкеназийского галута, поскольку это установлено исследованиями,
касающимися древностей евреев Кавказа».
Не вдаваясь в подробности научно-исследовательских дискуссий по этому
вопросу, следует отметить, что существует мнение, будто такая трактовка
вопроса раввина могла быть вынужденной и Яков Ицхаки прежде всего
имел целью оградить горских евреев от дискриминационных законов, применявшихся
по отношению к европейским евреям. И здесь целесообразно, по мнению
автора, привести еще одну цитату раввина из его «Предисловия» к историческому
очерку «Города Мидии», написанного им еще в 1868 году.
Он пишет:
«...мы которые в далекой стране среди Кавказских гор проживали и нету
нас ничего общего с другими диаспорами наших братьев-соплеменников».
В вышеприведенной цитате можно усмотреть противоречивый смысл высказывания.
Однако нам следует прежде всего акцентировать внимание на последних
двух словах раввина.
Яков Ицхаки называет евреев других регионов братьями-соплеменниками.
Вывод здесь может быть однозначным.
Горские евреи очень многим отличаются от своих европейских соплеменников,
но они являются неотъемлемой частью еврейского народа.
Утверждая самобытный путь развития евреев Кавказа, Яков Ицхаки продолжал
считать их частью еврейского народа.
Подтверждением такого вывода может служить и брошюра «Древности горских
евреев», написанная им в содружестве с Шеребетом Нисим-оглы, изданная
в Иерусалиме в 1894 году, в которой утверждается, что горские евреи
жили на Святой земле с незапамятных времен. Яков Ицхаки эмигрировал
в Израиль и закончил свой жизненный путь на Святой земле.
В послевоенной Большой советской энциклопедии (изд. 4) в статье о
табах утверждалось, что татов (горских евреев) следует рассматривать
как особую этическую группу народов Кавказа, не имеющих ничего общего
с евреями и ошибочно причисленных к ним.
Такая трактовка вопроса отражала тогдашнюю традиционную государственную
политику, имевшую целью разобщить единый еврейский народ.
Полемизируя с некоторыми учеными, утверждавшими, что у евреев нет
цельной неразрывной истории, автор «Истории евреев на Кавказе» приводит
очень образное сравнение истории евреев с веревкой, сплетенной из
многих волокон.
Даже если отсутствуют какие-то составляющие веревку волокна, она остается
веревкой.
Так и история горских евреев «вплетена» в единую историю еврейства
даже при отсутствии ряда определяющих евреев черт.
Фотографии из личного архива М. Шпанина (Израиль) и М. Анисимовой.
Публикуются впервые. |