№ 6/2003
Обложка
 
 English ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ ВСЕМИРНОГО КОНГРЕССА ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ
Свежий номер
Архив
Подписка
Редакция
Контакты
Ссылки

Культура
 
ПОЭЗИЯ БЕРЕГА
 
Илья СЕЛЬВИНСКИИ, поэт
 
Председатель Консультационного совета по правам человека при Президенте РФ Валерий Борщев
Председатель МЕРОС
Ариф Рагимов
Вице-президент Гильдии деловых мусульман России Тарас Черненко
Писатель Михаил Дадашев
 
Писатель Манашир Азизов
Бениямин Фараджев
Заур Гилалов
Даниил, сын А. Кукуллу
Юшва Якубов, поэт
Чехов писал в одном из своих писем: «…Если бы я жил на Кавказе, то  писал бы там сказки. Удивительная страна». Если прозаики проникнуты таким чувством, то не удивительно, что поэты, побывавшие там — Лермонтов, Пушкин и многие другие — создали об этой и в этой стране удивительные по художественной силе произведения. С. Есенин под впечатлением от  Кавказа написал цикл стихов «Персидские мотивы», чрез «синь тюрькскую» которых проглядывают черты горной, почти что сказочной страны. С тех пор прошло много времени; на смену одному поколению пришли другие, сменились обычаи, сменились и песни, но Кавказ по-прежнему пленит своей фантастической дымкой взоры поэтов. Кавказ сам рождает их.
Передо мной рукопись стихов Амалдана Кукуллу «Мое продолжение».
Само название и скромное, и обещающее. Кто из поэтов не думал, не  мечтал о продлении своего «я», кто не трепетал перед будущим? Но сколько их, живых, умирало на пыльных полках книжных магазинов и библиотек.
Я и ранее был знаком со стихами этого поэта, но тогда они мне показались блеклыми, и притом с большой претензией, может, по вине переводчиков, которые частенько работают не по вдохновению, а выполняют эту работу в качестве общественной нагрузки; а теперь — я вгоку творческий рост поэта… Он видит свое продолжение в своем труде и вдруг, подняв усталые глаза от начерканного листка бумаги, слышит, как за окнами идет весна, и заключает: «Это мое продолжение». Продолжение в весне, которая несет радость первой зелени, птичьи трели и пробуждение жизни на земле. Глубоко и символично.
В книге много значительного и заслуживающего более тщательного внимания, но это не критическое исследование творчества какого-то одного автора, а всего лишь рецензия, и в ней всего не скажешь.
Одно можно сказать: Амалдан Кукуллу - поэт, лирик-философ. Основная черта его стихов — это рассмотрение различных явлений жизни через деталь, вернее, он идет от детали к большим философским обобщениям и от обобщений к деталям, не теряя при этом накала эмоций, а наоборот —наращивает его. Тихая грусть у него переходит в такой же тихий, внутренний восторг, восторг — в размышления. Стихотворение «Человек пришел не  умирать…», казалось бы, своим названием обещает безысходный пессимизм и отчаяние, но в нем даже в названии ощущаешь что-то очень большое, а не смиренное: слоны, отработав свой слоновый век, идут, мерно покачиваясь, на кладбище, чтоб там умереть. А. В. Луначарский сказал, что смерть, она тоже входит в жизнь, и нужно умереть достойно. Поэт любит помечтать на уровне века: его герой побывал на других планетах и под силой притяжения наибольших, вернулся назад уже убеленным сединами стариком, чтоб спокойно умереть на своей земле…

И в смертный час, припоминая детство,
    И суету непройденных дорог
Пойму я вновь, что вдоволь наглядеться
    И надышаться досыта не смог.

В лирической поэме «Возвращение» затронуты тонкие чувства грусти по  уходящим летам, пролетающим «мимо и не мимо», в течение которых мы  вырастаем, взрослеем и не замечаем этого; но однажды по вехам детства — различаем это. О возвращении в свою колыбель писали многие поэты, и каждый видел изменения в жизни вообще и в самом себе. И вот поэт вернулся в свой «аул поэтом» и идет по нему. Его встречает «озерный томный блеск» и «его одногодки», «осевшие на поприщах семейных» и  уже «с новой, с какой-то новой, очень новой сменой». Это о детях, совсем уже о других, не таких, к которым принадлежал он был сам. Чувствуется, хотя об этом не говорится прямо, преобразования, которые произошли за последнее время в нашей жизни и которые уже дошли в такой заброшенный уголок страны — аул. Поэт видит рядом со своими сверстниками своих ровесниц — их жен, «которым он вчера писал записки и был влюблен…» Поэт продолжает идти по аулу, его приглашают в каждый дом «к хинкалу и вину». Вот он заходит в дом старого ашуга, «безвестного ашуга на  земле», и «он его встречает, будто друга», угощает, и в конце «о моем народе что-то грустное он под чон-чур сквозь слезы рассказал…». Поэма эта, ее тематика напоминают чем-то стихи Есенина. Этого поэт не скрывает, он очень удачно использует, перефразировав немножко известные строки, как бы перекидывая мостик между литературой двух народов - маленьким татским и большим русским.

…И байроновским лаем собачонка
Меня уж не встречает у ворот.
Встречает мама, тихая, святая.

Поэт гордится гостеприимными, древними обычаями своих земляков и советует перенять его большим народам, так как он «воспринимает не судача - как свет и как прозрачность юных грез, ухватки русские и русские удачи, и отцветы над реками берез…»
Много места в поэзии Амалдана Кукуллу занимает пейзажная лирика. Он  по-своему воспринимает родные красоты, где «на тропах белеют архаровы кости» и «падают в ущелья орлы», где «ночь стоит комариным столбом из сажи». Значительно другое: всякий, почти всякий его пейзажный стих выходит за свои рамки, поэт путем тех же философских обобщений может делать его непосредственно гражданским («Туча», «Три картины природы», «На морском берегу»). Отдельные строчки, а то и целые стихотворения западают в память, и их повторяешь, забыв об авторе. «…Как когда-то вели корабли капитаны из Гавра на флоберов огонь, на огонь госпожи Бовари». Поэт может легко превращаться из ребенка в старика и наоборот. Очень удачны монологи старика из «Книги» и ребенка из «Дитя вселенной». Ребенок видит восходящий шар солнца над землей и говорит маме, вернее, спрашивает: а можно закатить солнце к себе во двор, как голову снежной бабы, — но здесь лее, обеспокоившись, заключает: если забрать солнце к себе в дом, то во всем мире станет темно… Наивно и очень естественное ребячье беспокойство. Деталь, ее фактура, зависимость и сопряжение ее с миром — конек поэта. В стихотворении «Промчался ливень» поэт рисует картину после дождя напором точных деталей, отдаленными намеками на эмоции. В нем чувствуется художник-экспрессионист.

Промчался ливень,
и белки простудой луж сверкают.
И облака так высоки -
плывут, плывут платками.
И скоро синью прорастут
белки за плавом этим.

Амалдан Кукуллу может об исторических событиях говорить образным, смелым поэтическим языком, таких стихов в сборнике много, и все они трактуются затем, чтоб ярче увидеть сегодняшний день. Он не  просто отдает дань истории, она у него живой первоисточник («Книга», «С тобой говорю, мой народ», «Звезды»). Поэт обладает незаурядной эрудицией, чего нет у многих поэтов, не только представителей национальных литератур, — но и у русских, — и может великолепно использовать это в своем творчестве…
Характерная черта поэта — это смена ритмов повествования. Автор находит к каждому «отступлению» свою музыку, которая бы в точности отвечала данному отрезку времени. «Утреннее отступление» написано свежим, уверенным, спокойным, прозрачным, как акварель, языком: день — нервным, сбивчивым, со сменой интонаций; вечер -тяжелым, отрывистым, угасающим, как закат, усталым; он снисходит почти что к прозе. Поэма, если хотите знать, научна, ее можно легко переложить на музыку, и каждый при наполнении этой музыкой отличит, где день, где ночь. Пушкин писал: «Науки, чуждые музыки, были постылы мне». Вообще, поэзия Амалдана Кукуллу музыкальна и разноинтонационна и  в этом есть немалая заслуга и опытного переводчика. «Эпилог» и «Вступление» написаны ритмической прозой, в них поэт изложил все свое кредо насчет путей человеческих размышлений, утверждая на земле добро и отвергая зло; он призывает человечество всмотреться внимательней друг в друга — в мире все зависимо, и ничто не живет автономно. В них он себя проявляет философом и человеком, обязанным нести добромыслие, добрословие и добродеяние — все то, что проповедовал пророк Зароастра, к далеким предкам которого в полном смысле относится сам автор и его народ.
Конечно, предлагаемый сборник в рукописи не лишен недостатков: в  нем слишком много места занимают стихи о море. Частенько поэт не  удерживается от соблазна покичиться своим «я», но это, очевидно, по молодости или от желания самоутвердиться.
А вообще, мы имеем дело с серьезным и вдумчивым поэтом лирико-философского плана, который, отправляясь в море «берет с собой поэзию берега», как талисман спасения и счастья.
Его поэзия идет дальше сугубо национальных рамок и, как я уже говорил, за счет философских обобщений, и тем не менее это ей не мешает быть вместе с тем глубоко национальной. В ней борется, живет и чувствуется наш беспокойный современник, который сам творит и не перестает удивляться земной красоте.
Амалдан Кукуллу — один из представителей, если так можно выразиться, горской поэзии, но тематика его поэзии вышла далеко за пределы чисто национальных рамок. Пристальному взору поэта не мешают вершины гор; его поэзия — поэзия больших философских обобщений, основанная на  знании истории, и потому всеобъемлюща, космическая.
Сложный мир его образов — это прежде всего не искусственное наверчивание на простые вещи тумана усложнения. Его сложность поэзии диктуется сложностью и многообразием самого мира. Обнажение сущности первозданности вещей — вот основной ключ к пониманию его творчества.
Я думаю, в сердцах русских читателей этот предлагаемый сборник стихов поэта и сказочника Амалдана Кукуллу найдет свой отклик.

Авторизованный перевод с татско-еврейского Михаила Попова

…И в несносно щемящей тоске,
За суровою скупостью знака
Вдруг воспрянет, как свет в маяке,
Твое Слово над царствием мрака.

И пожар, затаенный в душе,
Прорастая, как звездное семя,
На каком-то ином рубеже
Возродит наше гордое время.

Слышишь, друг мой, — ведь это Оно
Прорвалось в мирозданья иные,
Чтобы Правда с душой заодно
Возрождала поэтов России!

…Сумасшедший по воле других,
Исцеляй глухоту или слепость.
Ведь не дом твоя крепость, — а стих,
Остальное — пустая нелепость.

 
 
 
Свежий номер Архив Подписка Редакция Контакты Ссылки