№ 6/2003
Обложка
 
 English ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ ВСЕМИРНОГО КОНГРЕССА ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ
Свежий номер
Архив
Подписка
Редакция
Контакты
Ссылки

Традиции
 
Традиции поведения в период трех недель осады и 8 Ава
 
М. Гликсон, ЗАР-Медиа, Красная Слобода, Азербайджан
 
Вот уже десять лет сотрудники служб московских аэропортов Шереметьево и Домодедово являются свидетелями того, что в определенные дни на авиарейсы в Баку свободных мест не бывает даже в бизнес-классе. Летят смуглые и красивые москвичи, говорящие на персидском языке. Это горские евреи. Никакие выгодные сделки и срочные дела не остановят их в эти дни, нарушаются все бизнес-планы ради одного: в дни Суруни (траура Девятого ава) тысячи горских евреев направляются в Азербайджан, бросив все ради соблюдения религиозных традиций в день 9 Ава и обязательного посещения могил своих близких.

В этот день после посещения синагоги мужчины и женщины направляются на кладбища. Их в Красной Слободе три: верхнее, среднее и нижнее. Дорога вверх на Кусары почти вся перекрывается огромным количеством автомашин от старых «Жигулей» до последних моделей «Мерседесов». Слышен плач плакальщиц, в этот денв все равны и преисполнены чувством сострадания к ближним, ведь мало кто может сказать, что у него в жизни не было горя. Рядом с захоронениями, которые насчитывают несколько столетий, гранитные стеллы у могил молодых. Много утрат в последние годы... Светлая память им, и пусть отдыхают их души в Ран Эден. Худа рахмат сохта!

Дни траура начинаются 12 тамуза, в которые отмечают разрушение Храма и потерю независимости народа израильского. В этот день решилась судьба осажденного Иерусалима. Врагу удалось прорваться в город сквозь его стены.
По преданию, и другие беды нашего народа случились именно в этот день: когда евреи, вышедшие из Египта, находились в пустыне, они, воспользовавшись отсутствием Моисея, сделали золотого тельца. Когда Моисей спустился с горы Синай и увидел, как низко пал его народ, он бросил скрижали и разбил их (это произошло 17 тамуза).
Во времена Второго Храма, когда была братоубийственная война между Аристобулом и Гирканом, Иерусалим был осажден и был такой голод, что П тамуза пришлось отказаться от жертвоприношений в Храме.
Примерно за 20 лет до разрушения Второго Храма римский наместник, желая оскорбить чувства еврейского народа и пробудить его гнев, публично сжег свиток Торы 17 тамуза.
17 тамуза был поставлен идол в Храме.
Пост 17 тамуза начинается с восходом солнца и кончается с появлением звезд на небе.
Двадцать один день траура (от 17 тамуза до 9 ава) называют «днями осады». В эти дни не принято играть свадьбы, устраивать веселья, надевать повое платье, есть фрукты, которых в этом сезоне еще не ели, стричься
В "три недели осады" в синагогах после чтения Торы читают пророчества, в которых пророки осуждают народ за грехи и предупреждают, что если он не очистится от грехов, то Храм будет разрушен.
В начале месяца ава траур становится еще строже не едят мяса, не пьют вина в знак того, что прекратили приносить жертвы и проливать вино на алтарь в Храме, не слушают музыку в знак того, что левиты не поют больше в Храме.
Девять дней с начала месяца ава не купаются в море, не стирают, не гладят белье Суббота перед 9 ава называется "шаббаг хазон" - "суббота пророчества", потому что в эту субботу после чтения Торы в синагоге читают пророчество Исайи начинающееся словами "Пророчество Исайи сына Амоца". Никак иначе не принято выражать свою скорбь в субботу. Вершины своей траур достигает 9 ава. За день до этого заканчивается "ссуда мафсекет", т.е. трапеза перед постом, когда едят черствый хлеб и крутое яйцо, обсыпанное пеплом. Уединяются и трапезничают, сидя на полу.
Пост начинается за час до наступления ночи и заканчивается на следующий день, когда стемнеет.
Вечером перед 9 ава евреи собираются в синагоге. Царит атмосфера скорби. В синагоге полумрак. Сидят без обуви на полу. Шепотом читают вечернюю молитву. Затем читают книгу "Эйха". Напев, сопровождающий пение, полон грусти. Уходя из синагоги, не прощаются.
Утром, встав со сна, моют руки, но не умываются. Молятся без талита и тфилина, ибо они символ красоты и роскоши.
После утренней молитвы читают "Кинот", поэтические отрывки, выражающие скорбь народа о разрушении Храма и всех других бедствиях, постигших наш народ после этого.
До полудня читают отрывки из книг "Эйха", "Иов" и из Талмуда, в которых говорится о разрушении Храма.
После полудня не так строго соблюдается траурный ритуал, разрешено сидеть на стуле, здороваться, прощаться.
9 ава - день, в который произошло много несчастий.
В этот день евреи, вышедшие из Египта (поколение пустыни), были осуждены на то, чтобы не войти в страну, ибо они усомнились в благости Господа и поверили разведчикам, которые говорили, что взять Эрец-Исраэль невозможно.
Первый и Второй Храм были разрушены в этот день Бейтар - последняя крепость повстанцев Бар-Кохбы - пала 9 ава. За три года до восстания Бар-Кохбы была распахана земля Иерусалима, и Адриан хотел превратить Иерусалим в город идолопоклонников, что и послужило поводом к восстанию Бар-Кохбы.
9 ава 1492 года 300 тысяч евреев были изгнаны из Испании.
Суббота после Девятого ава называется «Шаббат Нахаму» («суббота утешения») -это первая суббота из семи суббот утешения, когда читают после чтения Торы пророчества из книги Исайи.
15 ава - это день веселья. В этот день играют свадьбы. По преданию, в этот день было отменено запрещение браков между коленами Израиля. В этот же день было отменено проклятье колена Бениаминова. Когда кончался сбор винограда, устраивались праздники и девушки Израиля в белых платьях танцевали и веселились. Это тоже происходило 9 ава.

ДУМЫ О ДЕВЯТОМ ДНЕ МЕСЯЦА АВА

День разрушения Храма
В дни осады и разрушения Храма в его сторону были направлены все стрелы врага. В этом отношении имеет глубокое символическое значение талмудический рассказ о стрелах римского императора Нерона, направленных во все четыре стороны: на восток, запад, север и юг, которые падали в одну сторону, в одно место - в Храм Иерусалима.
Имеется в Талмуде много других рассказов и легенд, символизирующих желание римлян уничтожить Храм. Все устремления римских военачальников во главе с их тираном-императором Титом были направлены именно на уничтожение и сожжение Храма Иудеев.
Не меняют ситуации рассказы некоторых римских историков о том, что советники императора Тита высказывались за сохранение этого грандиозного сооружения.
Не меняет ситуации также и то, что в рассказе раба и приверженца Тита еврейского историка Иосифа Флавия говорится о желании римского императора сохранить прекрасный Иерусалимский Храм.
Мы знаем свидетельства летописца монаха Сульфициуса, основанные на показаниях современных императору Титу источников, в которых ясно говорится о твердом намерении Тита разрушить Храм с тем, чтобы вырвать с корнем веру иудеев в вечность их Храма.
Многочисленные рассказы и хроники тех лет доказывают, что Рим и их император Тит рассматривали разрушение святыни еврейского народа, его духовного бастиона, его веры и надежды как свою «историческую миссию».
И это злодеяние соответствовало духу Римской империи. Храм, назначение которого - символизировать и воплощать дух народа, его Тору и веру в единого Бога, его религиозность и моральные чувства, был совершенно чужд и противен сознанию и миропониманию римлян.
Безусловно, что в основу Храма были положены в самом его начале гуманные устремления и идеи. Его строитель царь Соломон в своей молитве при открытии Храма вещал: «Храм этот будет святым для всех, и чужой, не из народа Израиля, придет к тебе». «Чтобы знали все народы мира Имя Господа, как и народ Израиля».
А пророк Исаия, один из величайших пророков Израиля, прорицал: «И Храм мой будет домом для всех народов».
Но мысли и сердца римлян не были подготовлены для этой универсальной всемирной идеи, выпестованной еврейским народом. Слишком духовными, слишком возвышенными, слишком человечными были эти идеи. Правда, Римская империя временами относилась довольно терпимо к верованиям других народов. Покорители тогдашнего мира, римские сатрапы иногда поклонялись богам покоренных народов. Но проявление такой веротерпимости объяснялось прежде всего отсутствием веры вообще у римлян и безразличием к вопросам религии. Поэтому им была чужда настоящая вера, духовная возвышенность религиозных идей, основанных на принципах этики и морали.
Языческие преклонения, идолы - это было для них естественно и понятно, и к ним можно было относиться терпеливо и даже с уважением. Это были своеобразные храмы для идолов, статуй и изваяний. Но этот Иерусалимский Храм, в котором не было ни идола, ни статуи, а только какая-то отвлеченная, возвышенная идея, окутанная туманом неизвестного единого невидимого Б-га, такой Храм был чужд римскому языческому миру с его преклонением перед грубой физической силой, материальной и овеществленной.
Отсюда все это неуважение к Иудейскому Храму, все надуманные римские побасенки о том, что в Иерусалимском Храме стояло грубое изваяние с главою осла. Отсюда все старания сильных мира сего, вроде императора Калигулы, ввести в Храм Божий идола, которому обязаны поклоняться иудеи, и быть посему!
Отсюда, с точки зрения римлян, и необходимость разрушить Храм вообще, разрушить духовную крепость этого странного непонятного им народа, отсюда эта ненависть к строптивому, своевольному народу. «Иудея покоренная, Иудея плененная» - вот чем гордилась, вот чем хвасталась и вот в чем видела свою заслугу Римская империя Тита, и так ее видят потом во все века притеснители еврейского народа - последователи римских легионов. Повторяются те же жестокие законы, безжалостная тирания и насмешки по отношению к народу покоренному и изгнанному ведущему неравную борьбу за право на существование.
Повторяется то же пренебрежение к духовному творчеству целого народа, презрение к его идеям и моральным ценностям. Одним словом, все те «особенные отношения», которые проявляла Римская империя во время разрушения Иерусалима, сопровождали затем, как тень, длинную дорогу еврейского народа в странах рассеяния. Он был окружен враждебным миром, гонимый из страны в страну.
Все свои героические усилия выстоять в борьбе и продолжать свои традиции к национальном духе своих предков, исключительная моральная выдержка, оберегавшая народ от атрофии и вырождения, и даже наступившая затем чудесная пора национального возрождения и пробуждения к новой жизни, к возвращению на свою историческую родину - все это не принималось во внимание и не возбуждало уважения к древнейшему народу - носителю всемирной исторической религии. Так же, как и римляне в свое время не оценили героическое сопротивление Иудеи и ее стойкость против многократно превосходивших сил римских легионов, покорителей мира, так и теперь мир этого не оценил.
Факел в руках римского легионера, поджигающего Храм в Иерусалиме, служил символом ненависти к еврейскому народу и к Иерусалиму, как тогда, так и теперь.
Отсюда и то большое трагическое значение для нашего народа факта сожжения и разрушения Храма, которое оно имело для своего времени и на века грядущие.

 
 
 
Свежий номер Архив Подписка Редакция Контакты Ссылки