№ 5/2002
Обложка
 
 English ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ ВСЕМИРНОГО КОНГРЕССА ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ
Свежий номер
Архив
Подписка
Редакция
Контакты
Ссылки

Культура
 
Живопись Стеллы Шалумовой в ЦДХ
 
Виктория Хеш-Магомедова, искусствовед
 
В переулке. Масло, холст, 46 х 61 см, 2000 г.
Горная свежесть. Масло, холст, 76 х 61 см, 2000 г.
Голубой букет . Масло, холст, 76 х 61 см, 2000 г.
Сирень. Масло, холст, 61 х 46 см, 2000 г.
Всплеск. Акрилик, холст, 61 х 76см, 2001
Свежесть. Акрилик, холст, 61 х 76см, 2001 г.
Ноктюрн. Композиция № 1. Акрилик, холст,
51 х 41см, 2000 г.
Нотюрморт с синей вазой. Масло, холст,
51 х 41 см, 2001 г.
Стелла Шалумова принимает поздравления от
Петра Тодоровского
Владимира Зельдина
Веры Васильевой
Сергея Вайнштеина
Екатерины Максимовой
Аркадия Укупника
Сергея Пенкина
 
15–24 марта в Центральном доме художника (ЦДХ) проходил Московский международный художественный салон, в котором принимала участие Стелла Шалумова, работы которой уже давно привлекают внимание представителей культуры и искусства. В рамках мероприятия в Центре международной торговли на Красной Пресне состоялась презентация выставки художника, организованная Российским фондом сохранения и развития еврейской культуры, при поддержке Группы-ЗАР, которые представлял Акиф Гилалов.
Что бы ни писала Стелла Шалумова (США) — пейзажи, цветы, фигуративные, полуабстрактные композиции, это всегда не фиксация чего-то конкретного материального, четко обозначенного во времени, привязанного к определенному месту, а попытка прикосновения к невыявлснному, глубоко сокрытому, сущностному. Ощущение от увиденного? Ожидание, предвкушение чего-то? Воспоминание или мимолетная, только что родившаяся мыслеформа, получившая столь многозначное и неожиданное визуальное воплощение? Так, например, посредством найденных пластических формул — цветов — художница выражает богатую гамму чувств, переживаний; радость, нежность, покой, гармонию, грусть, восторг, печаль, надежду и любовь. В подобных картинах удивительным образом проявляется ее отношение к жизни. И названия ее полотнам хочется давать соответствующие: импульс, всплеск, след, озарение, прикосновение. Для художника важен процесс живописания, и данные ею названия работ условны: «Свежесть», «Мираж» — и смысл изображенного вовсе не проясняют. Это скорее эмоциональный камертон для зрителя, который должен сам прочитывать увиденное, придумывая собственные значения, символы, прослеживая различные ассоциации. Зрителя захватывают витальные энергии на холстах Шалумовой, биологические силы произрастания, красота драгоценных цветовых сочетаний, одухотворенность пульсирующей поверхности холстов. Ее темперамент проявляется в повышенной интенсивности цвета, стихийной экспрессии мазка, в общей взбудораженной романтической напряженности эмоционального тонуса. Некоторые работы словно проникнуты внутренним горением, достигнутым с помощью богатых и нюансированных цветовых сочетаний, фактурной проработки, свободы и экспрессии живописного мазка («Ноктюрн», 2002; «Всплеск», 2001). Структурные динамичные мазки, стелющиеся вверх, подобно стеблям, зигзагообразные, в виде запятой, длинные и короткие, хаотичные или предстающие в виде завораживающего цветения-россыпи провоцируют зрителя на духовные медитации. Мир для Шалумовой — это прежде всего праздник цвета. Она сознательно проходит путь современной традиции живописи от импрессионизма до  Кандинского. Излюбленная синяя гамма художницы — от нежно-голубой до черно-вороньей — не цвет бесстрастной вечности, холодной необходимости ночного неба, смерти, как у Ван Гога, а, наоборот, цвет жизни, обновления, радости. В полотнах «Горная свежесть» (2000), «В Альпах» (2000) богатые цветовые градации голубоватых, темно-синих, фиолетовых топов создают эффект глубины, усиливая их свечение. Цвет наполняется прозрачностью, обретает глубину, пространственную просветленность. В картине «Горная свежесть« свет, проступающий из лучащейся глубины, вызывает ощущение единства с космическими силами. Иногда художник пишет по непосредственному впечатлению, очищенному, переработанному, на едином эмоциональном порыве, без поправок, нивелирующих свежесть чувства. Не случайно она часто обращается к акриловым краскам, высохший красочный слой которых не ломается, не образует трещин. Акрил привлек ее своей универсальностью, быстрым высыханием и тем, что им можно создавать работы, напоминающие и масло, и темперу, и акварель.
Тему города, урбанизации она решает по-своему. Реальные натурные впечатления преобразуются в красивые утопические видения мира или воспоминания об идеальных «голубых городах», в которых знаки-символы являются пластическим выражением состояния гармонии счастья через метафизическую отстраненность от реального мотива («Город. Снег», 2000). Она стремится к искусству, которое, не будучи рационально запланированным, реализуется в самом акте действования и лишь на  этом этапе структурируется.
Фото ЗАР-Медиа

Стелла Шалумова. Родилась в Москве. С 1989 г. постоянно живет в США. Принимала участие в выставках:

Ridge Gallегу (Нью-Йорк, США, 2000 г.);
SG-11 Тhеаtге Саllегу (Нью-Йорк, США, 2000 г.);
Аnywау Саllегу (Нью-Йорк, США, 2001 г.);
Landon Саllегу (Нью-Йорк, США, 2001 г.);
Infinity Gаllегу (Торонто, Канада, 2002 г.);
Центральный дом художника (Москва, Россия, 2002 г.);

Ее работы находятся в частных собраниях США, Канады, Италии, Германии, Барбадоса, России.

 
 
 
Свежий номер Архив Подписка Редакция Контакты Ссылки