№ 12/2003
Обложка
 
 English ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ ВСЕМИРНОГО КОНГРЕССА ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ
Свежий номер
Архив
Подписка
Редакция
Контакты
Ссылки

In memory
 
ПАМЯТИ РОМЫ
 
рав Захария Мататиягу
 

Эклезиаст (глава 7) "Лучше… день смерти, чем день рождения". Объясняют еврейские мудрецы (Ялкут Шимони там): "Рождается человек - все радуются, умирает - все плачут. Но не так должно быть, а наоборот - рождается человек, все должны плакать, поскольку не знают, что будет с ним, умирает - все должны радоваться, поскольку знают, что благополучно вышел из мира. Похоже это на два корабля в море. Один входит на пристань, а другой уходит в море. Тому, который входит, все приветствуют и радуются, а тому, который уходит, - не радуются. Спрашивают их, почему вы радуетесь этому, не радуетесь другому. Отвечают им, тому, который входит, - радуемся, поскольку знаем, что он вышел с миром и пришел с миром, но другой не знаем мы, что ожидает его. То же самое человек".
Если так, то действительно непонятно, почему люди радуются, когда человек рождается, и плачут, когда он умирает. Обычное объяснение этому, что все рады видеть нового человека в мире и печалятся, когда расстаются с ним, и не нем, а о себе.
Можно объяснить это подругому. Когда Творец создал первого человека Адама, он создал его бессмертным, и таким он должен был остаться. Но Адам согрешил и получил в наказание смертную казнь. И действительно умер через 930 лет. Но известно, что наказание человеку не является местью со стороны Творца, а наоборот, искуплением греха или, другими словами, исправлением того нарушения в структуре мироздания, которое произвел тот поступок. Получается, что в результате наказания Адам должен вернуться в свое первоначальное состояние вечности, поскольку для этой цели был создан Творцом. То есть Адам умер, чтобы быть бессмертным! И это непонятно. И еще вопрос: если Адам получил смертную казнь, то почему не умер сразу, а только через 930 лет?
В Торе сказано, что Адам был помещен в Ган Эдэм (рай). Мудрецы объясняют, что в результате греха он вышел из Ган Эдэма и вошел в наш мир природы. Когда он умер, то вернулся обратно в Ган Эдэм. Наш мир временный, и чтобы выйти из него, необходимо пройти через процесс смерти. Поэтому наш мир - это мир смерти, и тогда понятно, что Адам получил смертную казнь, сразу войдя в мир смерти. Это для него смерть. А через 930 лет он вернулся обратно в мир вечности, как бы заново родился. В нашем мире человек сначала рождается, а потом умирает, но в мире Ган Эдэм человек сначала умирает, а потом рождается. Поэтому понятно то, что сказали мудрецы: когда человек рождается, нужно плакать, поскольку с точки зрения Ган Эдэма он умер, а когда человек умирает, нужно радоваться, поскольку с точки зрения Ган Эдэма он родился. И тогда смерть человека похожа на корабль, который входит на пристань, так как прошел благополучно этот мир и возвращается в мир Ган Эдэма, для которого он был создан.
Сегодня, когда мы вспоминаем Романа бен Шемтов, благословенна память его, трудно следовать этим словам мудрецов. Но на нас лежит обязанность рассказать о добрых деяниях его в этом мире. Около восьми лет тому назад он связал свою жизнь с Торой и еврейством. С тех пор это стало главной целью в его жизни. Он сильно продвинулся в изучении Торы и законов и взял на свои плечи тяжелую ношу горско-еврейской религиозной общины в Москве, неся ее до последних дней своей жизни. Благодаря ему община строго следовала во всех деталях еврейскому закону. Но самое важное для него было учение Торы в общине. Он воевал за это всеми силами. Несмотря на многочисленные заботы по общине, каждое утро его можно было найти в колеле за изучением Талмуда вместе с р. Липой. Изучение Торы cильно повлияло на него, и воспитало в нем мудрого еврейского предводителя. Очень многие знали и уважали его в Москве и могут рассказать про него не одну историю об особой ревности в выполнении законов Торы, и об удивительной преданности делу Тору и религиозной чистоте общины.
Но я хотел бы понять главную черту в его религиозной жизни. Две вещи было сказано о Торе. В мишне Авот (глава 4-5) "Раби Цадок говорит: не делай Тору венцом для достижения почета и тяпкой для вспахивания земли". Нельзя использовать Тору для личных интересов, как для славы, так и для заработка. А в книге Мишлей (глава 3-18) "Древо жизни она (Тора), счастливы поддерживающие ее". Объясняет Мецудат Давид, что Тора дает жизнь человеку, который держится за нее.
Роман, благословенна память его, когда принимал участие в становлении горско-еврейской религиозной общины, стоял перед выбором между двумя путями. Один путь сделать из Торы способ для достижения почета и денег, и другой путь "Древо жизни она, счастливы поддерживающие ее". Несомненно, он мог бы поступиться немного чистотой Торы и получить почет и деньги, но тогда община выглядела бы по-другому. Но он выбрал второй путь - "Древо жизни она…" и многое потерял в личных интересах ради того, чтобы община была по-настоящему еврейской. Но взамен он получил "Древо жизни" - жизнь вечную. Вечная ему память!
А на нас лежит святая обязанность поддержать вдову и сирот и продолжать развитие общины с той же ревностью к соблюдению законов и изучению Торы.

 
 
Свежий номер Архив Подписка Редакция Контакты Ссылки