Эклезиаст (глава 7) "Лучше… день смерти, чем день рождения".
Объясняют еврейские мудрецы (Ялкут Шимони там): "Рождается
человек - все радуются, умирает - все плачут. Но не так должно
быть, а наоборот - рождается человек, все должны плакать, поскольку
не знают, что будет с ним, умирает - все должны радоваться, поскольку
знают, что благополучно вышел из мира. Похоже это на два корабля
в море. Один входит на пристань, а другой уходит в море. Тому,
который входит, все приветствуют и радуются, а тому, который уходит,
- не радуются. Спрашивают их, почему вы радуетесь этому, не радуетесь
другому. Отвечают им, тому, который входит, - радуемся, поскольку
знаем, что он вышел с миром и пришел с миром, но другой не знаем
мы, что ожидает его. То же самое человек".
Если так, то действительно непонятно, почему люди радуются, когда
человек рождается, и плачут, когда он умирает. Обычное объяснение
этому, что все рады видеть нового человека в мире и печалятся,
когда расстаются с ним, и не нем, а о себе.
Можно объяснить это подругому. Когда Творец создал первого человека
Адама, он создал его бессмертным, и таким он должен был остаться.
Но Адам согрешил и получил в наказание смертную казнь. И действительно
умер через 930 лет. Но известно, что наказание человеку не является
местью со стороны Творца, а наоборот, искуплением греха или, другими
словами, исправлением того нарушения в структуре мироздания, которое
произвел тот поступок. Получается, что в результате наказания
Адам должен вернуться в свое первоначальное состояние вечности,
поскольку для этой цели был создан Творцом. То есть Адам умер,
чтобы быть бессмертным! И это непонятно. И еще вопрос: если Адам
получил смертную казнь, то почему не умер сразу, а только через
930 лет?
В Торе сказано, что Адам был помещен в Ган Эдэм (рай). Мудрецы
объясняют, что в результате греха он вышел из Ган Эдэма и вошел
в наш мир природы. Когда он умер, то вернулся обратно в Ган Эдэм.
Наш мир временный, и чтобы выйти из него, необходимо пройти через
процесс смерти. Поэтому наш мир - это мир смерти, и тогда понятно,
что Адам получил смертную казнь, сразу войдя в мир смерти. Это
для него смерть. А через 930 лет он вернулся обратно в мир вечности,
как бы заново родился. В нашем мире человек сначала рождается,
а потом умирает, но в мире Ган Эдэм человек сначала умирает, а
потом рождается. Поэтому понятно то, что сказали мудрецы: когда
человек рождается, нужно плакать, поскольку с точки зрения Ган
Эдэма он умер, а когда человек умирает, нужно радоваться, поскольку
с точки зрения Ган Эдэма он родился. И тогда смерть человека похожа
на корабль, который входит на пристань, так как прошел благополучно
этот мир и возвращается в мир Ган Эдэма, для которого он был создан.
Сегодня, когда мы вспоминаем Романа бен Шемтов, благословенна
память его, трудно следовать этим словам мудрецов. Но на нас лежит
обязанность рассказать о добрых деяниях его в этом мире. Около
восьми лет тому назад он связал свою жизнь с Торой и еврейством.
С тех пор это стало главной целью в его жизни. Он сильно продвинулся
в изучении Торы и законов и взял на свои плечи тяжелую ношу горско-еврейской
религиозной общины в Москве, неся ее до последних дней своей жизни.
Благодаря ему община строго следовала во всех деталях еврейскому
закону. Но самое важное для него было учение Торы в общине. Он
воевал за это всеми силами. Несмотря на многочисленные заботы
по общине, каждое утро его можно было найти в колеле за изучением
Талмуда вместе с р. Липой. Изучение Торы cильно повлияло на него,
и воспитало в нем мудрого еврейского предводителя. Очень многие
знали и уважали его в Москве и могут рассказать про него не одну
историю об особой ревности в выполнении законов Торы, и об удивительной
преданности делу Тору и религиозной чистоте общины.
Но я хотел бы понять главную черту в его религиозной жизни. Две
вещи было сказано о Торе. В мишне Авот (глава 4-5) "Раби
Цадок говорит: не делай Тору венцом для достижения почета и тяпкой
для вспахивания земли". Нельзя использовать Тору для личных
интересов, как для славы, так и для заработка. А в книге Мишлей
(глава 3-18) "Древо жизни она (Тора), счастливы поддерживающие
ее". Объясняет Мецудат Давид, что Тора дает жизнь человеку,
который держится за нее.
Роман, благословенна память его, когда принимал участие в становлении
горско-еврейской религиозной общины, стоял перед выбором между
двумя путями. Один путь сделать из Торы способ для достижения
почета и денег, и другой путь "Древо жизни она, счастливы
поддерживающие ее". Несомненно, он мог бы поступиться немного
чистотой Торы и получить почет и деньги, но тогда община выглядела
бы по-другому. Но он выбрал второй путь - "Древо жизни она…"
и многое потерял в личных интересах ради того, чтобы община была
по-настоящему еврейской. Но взамен он получил "Древо жизни"
- жизнь вечную. Вечная ему память!
А на нас лежит святая обязанность поддержать вдову и сирот и продолжать
развитие общины с той же ревностью к соблюдению законов и изучению
Торы.