РАСКАЯНИЕ НАХОДИТСЯ
В ФОКУСЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБРЯДОВ ЭТИХ ДНЕЙ МЕСЯЦА ТИШРЕЙ.
СМЫСЛ ЕГО — ИСПРАВЛЕНИЕ ВСЕХ ПРЕГРЕШЕНИЙ, ДОПУЩЕННЫХ
ЕВРЕЕМ, ПУТЕМ ИСПОВЕДИ И РАСКАЯНИЯ В СОДЕЯННОМ, ПУТЕМ
ВЫРАЖЕНИЯ ЖЕЛАНИЯ НИКОГДА ИХ БОЛЬШЕ НЕ ПОВТОРЯТЬ И СОВЕРШАТЬ
ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ, НАПРИМЕР ОБЕЩАНИЕ ПОМОЩИ БЕДНЫМ, ЧТОБЫ ИСКУПИТЬ
ГРЕХ.
В древности, когда Храм еще стоял в Иерусалиме,
кающийся приносил Б-гу жертву.
В Судный день просят прощения, искупления и очищения
не только за грехи, совершенные против Создателя, но также
за прегрешения, совершенные человеком по отношению к ближнему.
День этот завершается по еврейской традиции тем, что каждый
еврей как бы получает баланс (положительный или отрицательный)
своих деяний, а на его основе — приговор
милостивый или осуждающий. Это — день, когда выясняется,
принята или отклонена его просьба о прощении Высшим судом
на небесах.
В канун Судного дня, в предвечерние часы, принято есть
«разделяющую трапезу». После нее и до исхода
Судного дня — полный пост.
С начала Судного дня синагоги наполняются народом. Главной
молитвой ближе к вечеру является известная во всем мире
молитва Кол-Нидрей. Но и в течение
дня синагоги полны; приходят даже те, кто по другим
дням там не появляется.
В Судный день любая работа запрещена; закрыты учреждения
и предприятия, не работает транспорт.
В Судный день молятся четыре раза. Молитвы называются: предрассветная
(шахарит), добавочная (мусаф), послеполуденная (минха) и закрывающая
(неила). В молитвы включены многочисленные стихи, сочиненные
известными поэтами, например Элиэзером Хакалиром, Иехудой ха-Леви,
Ибн-Гвиролем и другими. Все эти молитвы произносятся
и в «грозные дни» (сорок дней между началом
месяца элул — последнего месяца еврейского календаря —
и Судным днем). Это — дни просьб о милосердии
и прощении, дни раскаянья и молений. Есть верующие,
которые продолжают «грозные дни» до самого праздника
Суккот и заканчивают их в день «Хошана раба».
Особое значение приобретает «закрывающая» молитва,
произносимая при заходе солнца. Она — последняя, и после
нее уже как бы закрыты врата милосердия, через которые поднимаются
к небу просьбы и молитвы народа Израиля. Она включает
в себя известную строку: «Открой нам врата до их окончательного
закрытия на исходе дня».
После нее звучат звуки шофара (рога, в который трубят), а потом —
завершающий все обряды призыв: «В следующем году —
в Иерусалиме».
Теперь после нашего краткого введения перейдем к более подробному
объяснению различных вопросов, связанных с праздником.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СУДНОГО ДНЯ
Указание отмечать Судный день мы находим в нескольких
местах в Торе. Действительно, говорится в книге «Левит»
(глава 16, стихи 29–30): «Таково
повеление во веки веков: в седьмой месяц (в Библии
первый месяц — это месяц нисан, который называется
также месяцем весны), десятого числа месяца, смиряйте души ваши.
Никакой работы не делайте — ни туземец, ни пришелец,
живущий между вами. В этот день искупит вас (священник),
чтобы сделать вас чистыми: от всех грехов ваших перед Господом
вы будете очищены». В этом стихе библии объясняется
сущность и предписания десятого дня седьмого месяца года.
День этот поэтому и называется «днем Искупления».
Он отмечался в древности, когда в Иерусалиме еще
стоял Храм. Там в Йом-Кипур первосвященник совершал
процедуру самоочищения, входил в Святая Святых, готовил жертву
для заклания и приносил ее для искупления грехов всего
народа Израилева. Некоторым подобием обычая является сохранившийся
до наших дней ритуал «каппарот», приношение в жертву
петуха. Его совершают накануне Судного дня многие верующие.
Смысл обряда в том, чтобы очистить себя и свой дом от скверны,
от грехов и преступлений и отвратить от себя
гнев Б-жий. Чаще всего очищением дома или человека,
требующего искупления, занимался священник. Все эти действия имеют
ритуально закрепленный характер. Считается, что после соответствующего
ритуала как дом, так и человек становятся чище и ближе
к Б-гу.
Процедура очищения встречается и у древних греков, и у римлян,
и у вавилонян. В отличие от других древних
народов, у которых обряд касался только места молитвы и священников,
еврейский первосвященник как бы очищал весь народ Израиля.
Это видно из того, что, когда он входил в Святая
Святых, ему разрешалось произносить табуированное имя Б-га
(и делалось это единственный раз в Судный день), а весь
народ участвовал в молитве, являвшейся наиболее волнующим
моментом празднования Йом-Кипур.
Другой признак очищения в Судный день — запрет
любой и требование соблюдать пост.
Разрушение Второго Храма (70г. н.э.) и изгнание евреев
внесли существенные изменения в процедуру Судного дня. Величественная
служба первосвященника в Храме, смотреть которую стекались
десятки тысяч людей, прекратилась. Судный день стал днем безусловного
поста, самым святым днем года. Нарушение поста навлекало немедленный
гнев и ответ Б-га. Каждый еврей, где бы
он ни был в этот день, ощущал страх перед возможным
суровым приговором. И все же Судный день не превратился
в день траура.
Суть обрядовых действий перешла их Храма в синагогу,
а место жертвоприношения заняли молитвы.
НЕКОТОРЫЕ ОБРЯДЫ СУДНОГО ДНЯ
Согласно религиозной традиции, Судный день завершает
дни душевного очищения человека. В этот день Б-г
прощает всякого, кто кается в совершенных грехах.
С приближением вечера все собираются в синагогах. Мужчины
приходят в талитах и белых одеждах, причем запрещается
носить кожаную обувь. При свете «свечей Судного дня»,
которые способны гореть 24 часа и больше и чье
пламя колеблется от слабейшего дуновения и создает особую
атмосферу, открывается настежь вместилище свитков Торы. Два свитка
вынимаются от туда для праздничного шествия с ними.
Молитва начинается с пения молитвы Кол-Нидрей
на древнюю мелодию. В молитве перечисляются обеты, которые
взял на себя человек и не может выполнить.
Обеты, перечисляемые в Кол-Нидрей, восходят
своими корнями, по-видимому, к вавилонским источникам
и отвечают психологическим устремлениям верующего, желающего
предстать перед Создателем в день последнего искупления свободным
от грехов.
Многие раввины противились этой молитве, т.к. опасались,
что люди перестанут исполнять обеты — все равно Йом-Кипур
их отменит.
В переводе на иврит (в большинстве источников молитва
дается по-арамейски с поправками на специфику
той или иной общины) произносится следующий текст:
Все зароки, клятвы, заклятия, запреты, обещания
Что возьмем и примем, и возложим на себя
С этого Судного дня и до следующего —
В них мы заранее раскаиваемся,
И все будут с нас сняты и недействительны, отменены
и отречены.
Все как будто и не даны.
Наши обеты не будут обетами, зароки — зароками,
клятвы — клятвами.
С течением времени Кол-Нидрей, открывающая
молитва Судного дня, превратилась в символ всего праздника.
Она произносится трижды и поется вслух. Нет сомнения, что
этому способствовал прекрасный мотив, который был, видимо, сочинен
в Средние века в Испании, где христиане жгли евреев
на кострах за нежелание перейти в новую веру.
ИСПОВЕДЬ
Все же главная молитва — исповедальная.
Она тоже произносится несколько раз в течение дня. Здесь
понятие исповеди отличается от аналогичного понятия в других
религиях, где оно обозначает признание священнику. Еврейские мудрецы
установили, что в своих грехах человек может покаяться только
шепотом и только перед Создателем либо самому себе.
В исповедальной молитве все грехи перечисляются в общем
виде, в виде списка, куда включены такие прегрешения, которые
молящийся не совершал. Он называет их от лица
многих: «провинились, предавали, воровали…»,
так как в этом случае один еврей отвечает за всех других,
и возникает некая национальная солидарность между всеми сынами
народа.
Вторая часть молитвы, следующая за описанной, начинается
со слов: «За грех, совершенный нами…»,
а затем снова идет перечисление разных грехов по алфавиту.
Здесь нет индивидуальной исповеди по поводу конкретных нарушений.
Цель этой молитвы — дать человеку схему, по которой
он может оценивать свои прошлые действия.
«ЗА УПОКОЙ»
Помимо поминовения души, которое устраивается для
всякого умершего в годовщину его смерти, имя его принято
упоминать в синагогах еще четырежды в году: в Судный
день, в Суккот, в седьмой день Песах и в Пятидесятницу
(Шавуот).
В наши дни к молитве «За упокой» добавились
еще две части, относящиеся к не проходящей боли всего
народа: поминовение (начинающееся словами «Милосердный Б-же…)
погибших во время Катастрофы еврейского народа во Вторую
мировую войну и погибших в войнах за независимость
нового государства. Принято, что каждый молящийся, чьи родители
живы, покидает синагогу на время этой молитвы.
НРАВСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ СУДНОГО ДНЯ
Уже в библейские времена пророки выступали
против чисто ритуального характера обрядов Судного дня, если они
казались им лишенными морального заряда, в особенности
если в них не отражались начала общественной справедливости.
Как известно, в каждую субботу и на каждый праздник
в синагогах читается недельная глава Торы, но к ней
обязательно присоединяется чтение из книги Пророков, так
называемая «хафтара» (завершение к молитве).
Так вот, для «хафтары» в Судный день были выбраны
стихи из пророка Исайи, который так обращается к народу
Израиля:
«Вызывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой,
подобно трубе, и укажи народу Моему на беззаконие его,
и дому Иаковлеву — на грехи его.
…Таков ли тот пост, который Я избрал, —
день в который томит человек душу свою, когда гнет голову
свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел?
Это ли назовешь постом днем, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи
узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни
всякое ярмо.
Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи
в дом; когда увидишь нагого — одень его, и от единокровного
твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление скоро возрастет,
и правда твоя пойдет перед тобой, и слава Господня будет
сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет:
«Вот Я!»«
Эти библейские стихи справедливо причисляются к сильнейшим
во всей нашей деревней культуре. Это — призыв
против лицемерия и за подлинное милосердие, великолепно
выражающий стремление человека к общественной справедливости.
Уже в постбиблейской литературе, в Мишне, по поводу
Судного дня сказано: «Йом-Кипур отпускает грехи
людей перед Б-гом; не отпускает он прегрешений
перед ближним, покуда сам ближний того не пожелает».
То есть прегрешения против Б-га отпускаются
автоматически после соблюдения всех обрядов Судного дня —
молитв, поста, обряда «каппары». Что касается отпущения
прегрешений против ближнего, надо сделать дополнительное усилие,
имеющее огромный моральный смысл, — попросить у обиженного
прощения, добиться его понимания и сочувствия. Трудно даже
представить себе, насколько глубоко и важно это установление.
В древнем обществе, где любой авторитет (в том числе
и в повседневных делах) зиждился, прежде всего, на авторитете
божественном, должны были бы и обиды, нанесенные ближнему,
отпускаться автоматически Всевышним.
Неожиданно в нашем случае божественный авторитет ограничивается,
уступая место общественной справедливости. Если обидчик не получает
прощения от самого обиженного, нет ему искупления. Подумайте
сами, насколько легче пройти тяготы Судного дня — пост
и т.д., нежели отважиться подойти к обиженному
тобой и попросить прощения.
Иллюстрацией к этому служит стихотворение Иехуды Атласа.
Говорит оно о ребенке, но не такие ли чувства
обуревают и взрослых?
Я готов не есть шоколада,
Я готов, чтобы мне не покупали игрушек,
Я готов, чтобы мне не разрешали идти играть,
Я готов даже, чтобы меня колотили,
Только бы не просить прощения.
(Из стихотворения «Я — тот мальчик»)
Большие общественные группы нерелигиозной направленности,
особенно в киббуцах, уже в наше время искали новое наполнение
старому празднику. Это хорошо видно из слов поэта Авраама
Шлионского (1900–1973):
«В нашем духовном наследии есть много такого, чего
мы еще не освоили. Возьмите для примера Судный день.
Если в сердце есть стремление к очищению, почему не превратить
религиозный праздник в общечеловеческий? Освятим один день
в году, но не как религиозную церемонию, а как
день этики и любви к ближнему.
Пусть коллективы и отдельные люди задумаются, ведь грешим-то
мы не только индивидуально, но и коллективно.
Скажем себе в этот день: «Стойте!», чтобы оценить
и обсудить содеянное.
Как это осуществить? Не знаю. Может быть, с помощью
чтения стихов и пения лирических песен? Да-да,
путем лирического пения в сопровождении поста и звуков
шофара.
А может быть, возобновить старый еврейский обычай посещения
друзей и соседей с целью испросить прощения? Когда-то
этот обычай придумали люди, и лишь религия вложила в него
свой смысл«.
Война Судного дня 1973 года придала празднику новую грань, грань
скорби и трагедии. В этот день, когда толпы молящихся
заполнили синагоги, армии Египта и Сирии напали на Израиль.
Прямо из синагог и из домов своих люди отправлялись
в бой, и вой моторов нарушил покой праздника. Молодые
все ушли на войну…, и часть из них не вернулась.
Слава павшим!
После этого Судный день не может праздноваться по-старому:
огонь войны впаял в старые обрядовые формы новое содержание.