№ 12/2003
Обложка
 
 English ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ ВСЕМИРНОГО КОНГРЕССА ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ
Свежий номер
Архив
Подписка
Редакция
Контакты
Ссылки

Традиции
 
ЙОМ-КИПУР
 
СУДНЫЙ ДЕНЬ — ОДИН ИЗ САМЫХ ВАЖНЫХ ЕВРЕЙСКИХ ПРАЗДНИКОВ — ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ И ПОСТА. ОН ОТМЕЧАЕТСЯ ДЕСЯТОГО ЧИСЛА МЕСЯЦА ТИШРЕЙ И ЯВЛЯЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ ИЗ ДЕСЯТИ ДНЕЙ РАСКАЯНЬЯ, КОТОРЫЕ НАЧИНАЮТСЯ СРАЗУ ПОСЛЕ РОШ-ХАШАНА (ЕВРЕЙСКОГО НОВОГО ГОДА).
Из молитвы Грозных дней. XV век.
РАСКАЯНИЕ НАХОДИТСЯ В ФОКУСЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБРЯДОВ ЭТИХ ДНЕЙ МЕСЯЦА ТИШРЕЙ.
СМЫСЛ ЕГО — ИСПРАВЛЕНИЕ ВСЕХ ПРЕГРЕШЕНИЙ, ДОПУЩЕННЫХ ЕВРЕЕМ, ПУТЕМ ИСПОВЕДИ И РАСКАЯНИЯ В СОДЕЯННОМ, ПУТЕМ ВЫРАЖЕНИЯ ЖЕЛАНИЯ НИКОГДА ИХ БОЛЬШЕ НЕ ПОВТОРЯТЬ И СОВЕРШАТЬ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ, НАПРИМЕР ОБЕЩАНИЕ ПОМОЩИ БЕДНЫМ, ЧТОБЫ ИСКУПИТЬ ГРЕХ.

В древности, когда Храм еще стоял в Иерусалиме, кающийся приносил Б-гу жертву.
В Судный день просят прощения, искупления и очищения не только за грехи, совершенные против Создателя, но также за прегрешения, совершенные человеком по отношению к ближнему. День этот завершается по еврейской традиции тем, что каждый еврей как бы получает баланс (положительный или отрицательный) своих деяний, а на его основе — приговор милостивый или осуждающий. Это — день, когда выясняется, принята или отклонена его просьба о прощении Высшим судом на небесах.
В канун Судного дня, в предвечерние часы, принято есть «разделяющую трапезу». После нее и до исхода Судного дня — полный пост.
С начала Судного дня синагоги наполняются народом. Главной молитвой ближе к вечеру является известная во всем мире молитва Кол-Нидрей. Но и в течение дня синагоги полны; приходят даже те, кто по другим дням там не появляется.
В Судный день любая работа запрещена; закрыты учреждения и предприятия, не работает транспорт.
В Судный день молятся четыре раза. Молитвы называются: предрассветная (шахарит), добавочная (мусаф), послеполуденная (минха) и закрывающая (неила). В молитвы включены многочисленные стихи, сочиненные известными поэтами, например Элиэзером Хакалиром, Иехудой ха-Леви, Ибн-Гвиролем и другими. Все эти молитвы произносятся и в «грозные дни» (сорок дней между началом месяца элул — последнего месяца еврейского календаря — и Судным днем). Это — дни просьб о милосердии и прощении, дни раскаянья и молений. Есть верующие, которые продолжают «грозные дни» до самого праздника Суккот и заканчивают их в день «Хошана раба».
Особое значение приобретает «закрывающая» молитва, произносимая при заходе солнца. Она — последняя, и после нее уже как бы закрыты врата милосердия, через которые поднимаются к небу просьбы и молитвы народа Израиля. Она включает в себя известную строку: «Открой нам врата до их окончательного закрытия на исходе дня».
После нее звучат звуки шофара (рога, в который трубят), а потом — завершающий все обряды призыв: «В следующем году — в Иерусалиме».
Теперь после нашего краткого введения перейдем к более подробному объяснению различных вопросов, связанных с праздником.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СУДНОГО ДНЯ

Указание отмечать Судный день мы находим в нескольких местах в Торе. Действительно, говорится в книге «Левит» (глава 16, стихи 29–30): «Таково повеление во веки веков: в седьмой месяц (в Библии первый месяц — это месяц нисан, который называется также месяцем весны), десятого числа месяца, смиряйте души ваши. Никакой работы не делайте — ни туземец, ни пришелец, живущий между вами. В этот день искупит вас (священник), чтобы сделать вас чистыми: от всех грехов ваших перед Господом вы будете очищены». В этом стихе библии объясняется сущность и предписания десятого дня седьмого месяца года. День этот поэтому и называется «днем Искупления».
Он отмечался в древности, когда в Иерусалиме еще стоял Храм. Там в Йом-Кипур первосвященник совершал процедуру самоочищения, входил в Святая Святых, готовил жертву для заклания и приносил ее для искупления грехов всего народа Израилева. Некоторым подобием обычая является сохранившийся до наших дней ритуал «каппарот», приношение в жертву петуха. Его совершают накануне Судного дня многие верующие.
Смысл обряда в том, чтобы очистить себя и свой дом от скверны, от грехов и преступлений и отвратить от себя гнев Б-жий. Чаще всего очищением дома или человека, требующего искупления, занимался священник. Все эти действия имеют ритуально закрепленный характер. Считается, что после соответствующего ритуала как дом, так и человек становятся чище и ближе к Б-гу.
Процедура очищения встречается и у древних греков, и у римлян, и у вавилонян. В отличие от других древних народов, у которых обряд касался только места молитвы и священников, еврейский первосвященник как бы очищал весь народ Израиля. Это видно из того, что, когда он входил в Святая Святых, ему разрешалось произносить табуированное имя Б-га (и делалось это единственный раз в Судный день), а весь народ участвовал в молитве, являвшейся наиболее волнующим моментом празднования Йом-Кипур.
Другой признак очищения в Судный день — запрет любой и требование соблюдать пост.
Разрушение Второго Храма (70г. н.э.) и изгнание евреев внесли существенные изменения в процедуру Судного дня. Величественная служба первосвященника в Храме, смотреть которую стекались десятки тысяч людей, прекратилась. Судный день стал днем безусловного поста, самым святым днем года. Нарушение поста навлекало немедленный гнев и ответ Б-га. Каждый еврей, где бы он ни был в этот день, ощущал страх перед возможным суровым приговором. И все же Судный день не превратился в день траура.
Суть обрядовых действий перешла их Храма в синагогу, а место жертвоприношения заняли молитвы.

НЕКОТОРЫЕ ОБРЯДЫ СУДНОГО ДНЯ

Согласно религиозной традиции, Судный день завершает дни душевного очищения человека. В этот день Б-г прощает всякого, кто кается в совершенных грехах.
С приближением вечера все собираются в синагогах. Мужчины приходят в талитах и белых одеждах, причем запрещается носить кожаную обувь. При свете «свечей Судного дня», которые способны гореть 24 часа и больше и чье пламя колеблется от слабейшего дуновения и создает особую атмосферу, открывается настежь вместилище свитков Торы. Два свитка вынимаются от туда для праздничного шествия с ними.
Молитва начинается с пения молитвы Кол-Нидрей на древнюю мелодию. В молитве перечисляются обеты, которые взял на себя человек и не может выполнить.
Обеты, перечисляемые в Кол-Нидрей, восходят своими корнями, по-видимому, к вавилонским источникам и отвечают психологическим устремлениям верующего, желающего предстать перед Создателем в день последнего искупления свободным от грехов.
Многие раввины противились этой молитве, т.к.  опасались, что люди перестанут исполнять обеты — все равно Йом-Кипур их отменит.
В переводе на иврит (в большинстве источников молитва дается по-арамейски с поправками на специфику той или иной общины) произносится следующий текст:
Все зароки, клятвы, заклятия, запреты, обещания
Что возьмем и примем, и возложим на себя
С этого Судного дня и до следующего —
В них мы заранее раскаиваемся,
И все будут с нас сняты и недействительны, отменены и отречены.
Все как будто и не даны.
Наши обеты не будут обетами, зароки — зароками, клятвы — клятвами.
С течением времени Кол-Нидрей, открывающая молитва Судного дня, превратилась в символ всего праздника. Она произносится трижды и поется вслух. Нет сомнения, что этому способствовал прекрасный мотив, который был, видимо, сочинен в Средние века в Испании, где христиане жгли евреев на кострах за нежелание перейти в новую веру.

ИСПОВЕДЬ

Все же главная молитва — исповедальная. Она тоже произносится несколько раз в течение дня. Здесь понятие исповеди отличается от аналогичного понятия в других религиях, где оно обозначает признание священнику. Еврейские мудрецы установили, что в своих грехах человек может покаяться только шепотом и только перед Создателем либо самому себе.
В исповедальной молитве все грехи перечисляются в общем виде, в виде списка, куда включены такие прегрешения, которые молящийся не совершал. Он называет их от лица многих: «провинились, предавали, воровали…», так как в этом случае один еврей отвечает за всех других, и возникает некая национальная солидарность между всеми сынами народа.
Вторая часть молитвы, следующая за описанной, начинается со слов: «За грех, совершенный нами…», а затем снова идет перечисление разных грехов по алфавиту. Здесь нет индивидуальной исповеди по поводу конкретных нарушений. Цель этой молитвы — дать человеку схему, по которой он может оценивать свои прошлые действия.

«ЗА УПОКОЙ»

Помимо поминовения души, которое устраивается для всякого умершего в годовщину его смерти, имя его принято упоминать в синагогах еще четырежды в году: в Судный день, в Суккот, в седьмой день Песах и в Пятидесятницу (Шавуот).
В наши дни к молитве «За упокой» добавились еще две части, относящиеся к не проходящей боли всего народа: поминовение (начинающееся словами «Милосердный Б-же…) погибших во время Катастрофы еврейского народа во Вторую мировую войну и погибших в войнах за независимость нового государства. Принято, что каждый молящийся, чьи родители живы, покидает синагогу на время этой молитвы.

НРАВСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ СУДНОГО ДНЯ

Уже в библейские времена пророки выступали против чисто ритуального характера обрядов Судного дня, если они казались им лишенными морального заряда, в особенности если в них не отражались начала общественной справедливости. Как известно, в каждую субботу и на каждый праздник в синагогах читается недельная глава Торы, но к ней обязательно присоединяется чтение из книги Пророков, так называемая «хафтара» (завершение к молитве). Так вот, для «хафтары» в Судный день были выбраны стихи из пророка Исайи, который так обращается к народу Израиля:
«Вызывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззаконие его, и дому Иаковлеву — на грехи его.
…Таков ли тот пост, который Я избрал, — день в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом днем, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо.
Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого — одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «Вот Я!»«
Эти библейские стихи справедливо причисляются к сильнейшим во всей нашей деревней культуре. Это — призыв против лицемерия и за подлинное милосердие, великолепно выражающий стремление человека к общественной справедливости.
Уже в постбиблейской литературе, в Мишне, по поводу Судного дня сказано: «Йом-Кипур отпускает грехи людей перед Б-гом; не отпускает он прегрешений перед ближним, покуда сам ближний того не пожелает». То есть прегрешения против Б-га отпускаются автоматически после соблюдения всех обрядов Судного дня — молитв, поста, обряда «каппары». Что касается отпущения прегрешений против ближнего, надо сделать дополнительное усилие, имеющее огромный моральный смысл, — попросить у обиженного прощения, добиться его понимания и сочувствия. Трудно даже представить себе, насколько глубоко и важно это установление. В древнем обществе, где любой авторитет (в том числе и в повседневных делах) зиждился, прежде всего, на авторитете божественном, должны были бы и обиды, нанесенные ближнему, отпускаться автоматически Всевышним.
Неожиданно в нашем случае божественный авторитет ограничивается, уступая место общественной справедливости. Если обидчик не получает прощения от самого обиженного, нет ему искупления. Подумайте сами, насколько легче пройти тяготы Судного дня — пост и т.д., нежели отважиться подойти к обиженному тобой и попросить прощения.
Иллюстрацией к этому служит стихотворение Иехуды Атласа. Говорит оно о ребенке, но не такие ли чувства обуревают и взрослых?
Я готов не есть шоколада,
Я готов, чтобы мне не покупали игрушек,
Я готов, чтобы мне не разрешали идти играть,
Я готов даже, чтобы меня колотили,
Только бы не просить прощения.
(Из стихотворения «Я — тот мальчик»)

Большие общественные группы нерелигиозной направленности, особенно в киббуцах, уже в наше время искали новое наполнение старому празднику. Это хорошо видно из слов поэта Авраама Шлионского (1900–1973):
«В нашем духовном наследии есть много такого, чего мы еще не освоили. Возьмите для примера Судный день. Если в сердце есть стремление к очищению, почему не превратить религиозный праздник в общечеловеческий? Освятим один день в году, но не как религиозную церемонию, а как день этики и любви к ближнему.
Пусть коллективы и отдельные люди задумаются, ведь грешим-то мы не только индивидуально, но и коллективно. Скажем себе в этот день: «Стойте!», чтобы оценить и обсудить содеянное.
Как это осуществить? Не знаю. Может быть, с помощью чтения стихов и пения лирических песен? Да-да, путем лирического пения в сопровождении поста и звуков шофара.
А может быть, возобновить старый еврейский обычай посещения друзей и соседей с целью испросить прощения? Когда-то этот обычай придумали люди, и лишь религия вложила в него свой смысл«.
Война Судного дня 1973 года придала празднику новую грань, грань скорби и трагедии. В этот день, когда толпы молящихся заполнили синагоги, армии Египта и Сирии напали на Израиль.
Прямо из синагог и из домов своих люди отправлялись в бой, и вой моторов нарушил покой праздника. Молодые все ушли на войну…, и часть из них не вернулась. Слава павшим!
После этого Судный день не может праздноваться по-старому: огонь войны впаял в старые обрядовые формы новое содержание.

 
 
Свежий номер Архив Подписка Редакция Контакты Ссылки