|
|
Пасхальное блюдо. Серебро. Иерусалим
|
Поиски хамеца ночью
14-ого Нисана |
|
|
Пасхальная Агада |
|
В 2238 году (1522 г. до н.э.) Яков со всем своим родом поселился в Египте. Двенадцать его сыновей положили начало народу Якова, народу Израиля. Сначала отношение египтян к евреям было доброжелательным, но со временем, когда первое поколение ушло, стало нетерпимым. Хитростью и силой египтяне обратили евреев в рабов. Их изнуряли на стройках, принуждали к самым тяжелым работам, издевались, убивали. Стенания наших предков поднялись к небу и Создатель «услышал» и послал Моше (Моисея) освободить их. Но фараон отказался выполнить это повеление и приказал своим слугам мучить евреев с большей жестокостью. За это Всемогущий наказал Египет десятью казнями: кровь (вся вода в Египте стала кровью), лягушки (дома египтян заполнили лягушки, нельзя было ни есть ни спать), вши (весь песок в стране стал вшами, кишевшими на теле людей и скота), дикие звери (стаями нападали на людей), мор (падеж скота), язва (кожа всех египтян покрылась язвами), град (с неба падали глыбы льда, уничтожавшие живое), саранча (стаи саранчи плотным облаком покрыли Египет и поедали оставшееся после града), тьма, настолько густая, что человек не мог сдвинуться со своего места и не видел ближнего), казнь первенцев (все первенцы египтян умерли в полночь 15 Нисана). И только после этой казни фараон отпустил евреев. Через три дня фараон опомнился и снарядил армию для погони. На седьмой день египтяне догнали многомиллионную еврейскую колонну около моря Суф. Опасность была велика, но произошло великое чудо — море расступилось и евреи прошли по дну на противоположную сторону. Когда же преследователи бросились за ними, воды сомкнулись, и все египетское войско потонуло. Многие заповеди даны нам в память об Исходе из Египта. Одна из них — Песах. Празднуя Песах мы каждый год отмечаем — и таким образом переживаем вновь — Исход из Египта, освобождение из рабства, само становление еврейского народа. Согласно библейскому повествованию, евреи были порабощены египетской державой на протяжении более двухсот лет. Песах напоминает о той поре, когда Всевышний открыто вмешался в ход земных и исторических событий, нарушил известные людям законы природы и заставил пораженного фараона вопреки его собственной воле и логике отпустить многотысячную рабочую силу служить не ему, фараону, — а Богу Израиля. В чудесном освобождении целого народа было и исполнение обетований, которые Всевышний издревле дал праотцам Аврааму, Ицхаку и Якову (Несметное множество… как звезды небесные… землю эту… дам я семени твоему), и направление будущей истории их потомков. Совершенные Богом знамения и чудеса поражали египтян, тогда как потомки Якова всякий раз оставались целы и невредимы. Отныне, словно провозглашая эти события, избранник Израиль будет жить согласно иным законам, а не подчиняться общим статистическим тяготениям или закономерностям. В самом прямом смысле вызволение Израиля из египетской среды навсегда отделило евреев от других народов. Так впервые выявилось незаменимое, ни с чем не схожее назначение еврейского народа в мировой цивилизации.
На это указывает и само значение слова Песах: пропустить, неправильно или неровно ходить, хромать. Подразумевается, что Всевышний миновал еврейские дома, когда поразил первенцев египетских семей — десятая казнь, после которой фараон и его приближенные сами срочно прогнали народ Всевышнего из своей страны. Освобождение евреев от напастей, от которых страдали египтяне, сделало явным, во имя кого и зачем все происходящие чудеса.
Празднуя Песах каждый год, мы отмечаем не столько физическое освобождение из рабства, которое уже давно не имеет места, а освобождение духовное, которое актуально всегда и у всех нас вместе и индивидуально. Египет символизирует наше ЭГО и рабскую привязанность к развлечениям и удовольствиям, а Исход из Египта — освобождение из этого рабства. Истинная свобода — это свобода духа, свобода от своего я, способность устоять перед искушением. Раб всегда исполняет волю своего господина — своих желаний. Свободный человек всегда поступает так, как необходимо, а не так, как ему велят его эгоизм, жажда наживы или наслаждений. Да, мы свободны физически, но за духовную свободу надо бороться, причем всегда и везде. Песах — это хорошая возможность понять эту борьбу, суметь выстоять в ней и обрести настоящую свободу.
Рабби Гавриэль
ПОДГОТОВКА ПАСХАЛЬНОЙ ПОСУДЫ
Законы пасхального кашрута требуют, чтобы никакие частицы хамец (квасного) не попали в пищу во время праздника. Для этого посуда, чтобы быть пригодной для использования, должна быть либо новой или особо пасхальной, никогда не использованной в течение года, либо обработанной в соответствии с галахот (правилами) пасхального кашрута.
Общий принцип определяет, как сделать непасхальную посуду пригодной для праздника: «как вбирается, так и выводится» хамец из любого сосуда. Это значит, что посуда, в которой варили в течение года (то есть варили хамец), становится кошерной для Песах при помощи окунания в кипящую воду (причем вода должна продолжать кипеть и во время окунания). Посуда, использовавшаяся в течение года для жарки, раскаляется до искр. А то, в чем не варили и не жарили, но клали или наливали квасное, обливается кипятком и так делается кошерным для Песах. Перед такой обработкой посуду нужно хорошенько вымыть и очистить от ржавчины со всех сторон, включая ручки — иначе окунание в кипяток не будет одновременным для всего сосуда целиком и сразу и посуда не станет кошерной для Песах. Места соединения ручек с посудой и другие которые не удасться хорошенько очистить, нужно прокалить.
Перед тем как делать ее кошерной для использования на Песах, посуду полагается не использовать как минимум в течение суток. Благодаря этому какие бы то ни было частицы хамец, которые могли сохраниться на стенках или внутри посуды, перестанут быть съедобными и не сделают посуду вновь непригодной для Песах, когда проявятся во время ошпаривания или окунания.
ЭРЭВ ПЕСАХ (КАНУН ПРАЗДНИКА)
Число месяца нисана — чрезвычайно насыщенный день в еврейском календаре, чем можно приступить или закончить приготовления к сэдэру, полагается очистить дом от хамеца — и зафиксировать окончательность этого ритуальной проверкой и уничтожением квасного. Согласно Торе, пасхальная жертва должна быть принесена после полудня в этот день, но ее нельзя принести при наличии квасного в доме. То есть начало празднования Песах возможно только после очищения от остатков обыденной, непасхальной, нерасторопной, «пухнущей» деятельности: соединить и то и другое, не нарушив при этом сути Песах и мацы, нельзя. Частично поэтому в этот день традиция запрещает есть мацу, дабы провести разделение между Песах и днями, когда едят квасное.
Это разделение усугубляется тем, что квасное разрешается есть только до конца 4-го астрономического часа (то есть одна треть дневной поры) в канун Песах, а обладать квасным можно только до конца 5-го часа. Чтобы упразднить квасное, предыдущим вечером после наступления темноты производят так называемую проверку, то есть поиск квасного, так, чтобы освободиться от владения им во время праздника.
Это провозглашение делается как после проверки хамец вечером, так и на следующее утро, после действенного уничтожения (сжигания) оставшихся крох. Не столь важно, на каком языке делается это провозглашение; только всякому, кто его произносит, необходимо понимать и безоговорочно иметь в виду то, что в нем говорится.
ПАСХАЛЬНАЯ НОЧЬ. МАЦА
Маца — это и скудный хлеб, и символ свободы. И простецкая, пресная лепешка, и изысканная экстравагантность, о чем свидетельствует ее высокая стоимость и необходимость строгого наблюдения, дабы обеспечить ее пасхальную кошерность. Толкователи традиции отмечают, что лишь небольшое орфографическое различие отделяет слово хамец — квасное, запретное и несочетаемое с празднованием Песах, и мацу — опреснок: на иврите оба слова состоят из одних и тех же букв, только в разном порядке, и вместо буквы хет в квасном маца кончается на похожую на нее букву хе. Это подчеркивает, насколько мало заметны бывают основные различия, даже полные противоположности. Стоит ненароком продолжить коротенькую вертикальную черточку в букве хе, и она соприкоснется с верхней перекладиной буквы, превращая ее в хет. Таким образом маца превратится в хамец. Точно так же достаточно отвернуться, замешкаться, отвлечься от поиска, как оказывается, что упущено что-то очень существенное: мука, смешанная с водой для приготовления пасхальной мацы, простояла на одно мгновение дольше положенного и так заквасилась — упущена решающая минута в истории, — ушел человек, у которого одного можно было надеяться получить искомые разъяснения мучающих нас вопросов. Всякая такая медлительность, неопределенность, нравственная лень попадают в категорию хамец: пустое пребывание, которое оттягивает время и заставляет его бессодержательно «пухнуть». Сдоба, с этой точки зрения, — это пышный воздух, никуда не ведущий и ни на что не направленный. очность и тонкость мацы противопоставляются такому настроению: ее тонкохрустящие пластинки несопоставимы с расплывчатыми обобщениями и туманным идеализмом. Маца готовится срочно, не упуская мгновения, дабы выйти из Египта, поспешно нас выгоняющего, пока фараон еще не переменил своего решения и не попытался заново нас поработить.
Именно поэтому важно помнить, что изготовление мацы, кошерной для использования в Песах, дело совсем не простое. Оно может исполняться только пекарями-специалистами и требует постоянного наблюдения. Для изготовления мацы может использоваться только такая мука, за которой следили, не давая ей соприкоснуться с водой с момента, когда колосья начали молоть. Многие придерживаются еще более строгой меры соблюдения, особенно когда приобретают мацу для сэдэра: так называемая маца шмура, или сохраненная маца, делается из злаков, за которыми следили, не давая колосьям соприкоснуться с водой с момента жатвы. Согласно традиции, мацу на сэдэре следует есть не символически, лишь прикасаясь к некоторым кусочкам, а в таком количестве, чтобы это можно было считать основным хлебом во время праздничной трапезы.
4 БОКАЛА
Во время сэдэра принято выпивать четыре бокала вина, в память о четырех обетованиях, данных Всевышним в книге Шмот в Торе об избавлении Его народа. Эти четыре выражения соединяют идею освобождения из рабства со становлением народа, избранного Богом. Одно обязательно и непосредственно связано с другим. Соответственно, четыре бокала один за другим вписываются в распорядок действий во время сэдэра. Вино как символ празднества и ликования также выражает нашу надежду на полное осуществление библейских обетовании. Как и в еде, в ритуальном питье тоже установлено минимальное количество, которое делает выпивание действительным, а не только номинальным или символическим с точки зрения галахи (еврейского традиционного закона). Традиционный минимум для винного бокала — 86 мл, причем всякий раз следует выпивать больше половины, а в заключительный, четвертый раз принято осушать до дна.
Древний обычай предписывает есть и пить во время сэдэра так, как это делают вельможи и короли: не вытянувшись в струнку, а удобно полулежа или облокотясь. Трапезничая в такой позе, мы подчеркиваем, что не торопимся проглотить еду, а располагаем собой как свободные люди и высокопоставленные персоны, которыми мы оказались, как Богом избранный народ. Только вкушая марор — горькие травы — напоминающие о горечи рабства, не принято облокачиваться. Карпас, горькие травы, афикоман.
После первого бокала, который выпивают за кидушем, принято омыть руки, чтобы перейти к карпас — зеленому овощу, например, сельдерею (хотя нередко используется и картошка, возможно, потому, что в молодых картошинах заметна зеленая прослойка между кожурой и съедобной частью плода). Карпас принято макать в соленую воду, таким образом соединяя символику зелени, весенней поры, освобождения во время месяца нисана, нового роста и урожая, с напоминанием о слезах и страдании порабощенных людей. Омовение рук перед карпас соответствует традиции о том, что не следует есть чем-то смоченные плоды неочищенными руками. Однако это правило далеко не так абсолютно, как то, что следует проделать ритуальное омовение рук, прежде чем есть хлеб; поэтому в этом случае благословение на омовение рук не произносится.
Трапезу заключает афикоман, или завершающее блюдо. Во времена Храма, этим завершением и была пасхальная жертва, которую ели не натощак, а насытившись, дабы оценить и отметить ее вкус. После нее уже не ели ничего, чтобы не забивать вкус другими ощущениями. В наше время об этом обычае символически напоминает порция мацы (тоже как минимум кезант), которую съедают в конце трапезы и после которой уже ничего не едят до утра. Помимо заключительных бокалов вина, после афикоман также не принято ничего пить, кроме воды. Заповеди Песах в равной степени относятся к мужчинам и женщинам, а еда и питье — вина, маца, карпас и горькие травы — во время сэдэра положены в одинаковой мере для всех участников. Детей тоже учат исполнять эти обряды, чтобы приобщить их к заповедям и до совершеннолетия. Великая заповедь — повествовать об Исходе из Египта, и, как гласит традиция, чем больше об этом рассказывают, особенно в пасхальную ночь, тем более это похвально. С праздником! |
|