№ 5/2002
Обложка
 
 English ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ ВСЕМИРНОГО КОНГРЕССА ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ
Свежий номер
Архив
Подписка
Редакция
Контакты
Ссылки

Традиции
 
В каждом поколении...
 
р. Иосеф Телушкин
 
 
 
 
Канун Песаха в Московской синагоге «Бейт Талхум»
 
 
 
 
Пурим

Наверное, самая странная заповедь еврейского права — это ассоциируемое с Пуримом повеление напиться до такой степени, когда невозможно отличить слова «благословен Мордехай» от слов «будь проклят Гаман». Хотя слабые здоровьем люди и водители машин освобождаются от этой заповеди, большинство евреев в Пурим напиваются. В конце концов, когда еще обычно запретное совпадает с предписанным?
Обязательная выпивка вытекает из того, что Пурим — один из счастливейших дней еврейского календаря. Гаман, древний персидский предшественник Гитлера, замыслил уничтожить всех евреев.
Но они провалили его планы и отомстили этому убийце и его сторонникам (см. «Эстер»). Хахамим так ценили Пурим, что провозгласили: «С начала Адара (месяца, на который выпадает Пурим. Прим. авт.) наше счастье увеличивается» (Таанит, 29а). Они предрекли, что Пурим будет соблюдаться даже в дни Машиаха, когда отпадут прочие еврейские праздники (Мидраш Мишлей, 9).
Пурим приходится на 14 адара, за один месяц и один день до Песаха (в Иерусалиме, Хевроне и Цфате он празднуется днем позже). Эта странность объясняется повелением книги Эстер (9:18–19). Праздновался Пурим днем позже в окруженных стенами городах (Иерусалим во времена Эстер был весь окружен стенами). Так что в Израиле желающие могут праздновать Пурим дважды — 14 адара в большей части страны и 15-го — в Иерусалиме, Хевроне и Цфате.
Женщинам рекомендуется слушать публичное чтение библейского свитка Эстер наравне с мужчинами. Чтение происходит в синагоге среди сильного шума: почти все взрослые и дети приходят на службу с грогерами (трещотками), которые шумят при каждом произнесении имени Гамана. Поскольку это имя произносится более 50 раз, чтение постоянно прерывается шумом, криками и звуками трещоток. Поскольку еврейский закон требует, чтобы люди слышали каждое слово книги Эстер, поющий не может продолжать до установления полной тишины. Если обычно евреи посещают синагогу в выходных костюмах, то на Пурим они могут надеть маскарадные костюмы и маски. Многие женщины одеваются царицей Эстер, а мужчины — Мордехаем, но я видел и костюмы роботов, шутов, турок и пр. За службой в синагоге следует и трапеза, где исполняется заповедь напиться. Часто члены общины инсценируют события Пурина (см. «Эстер»). Во многих йешивах устраивается представление пурим-шпиль, отпускаются шутки по поводу школы, преподавателей и раввинов, а также текстов, к которым обычно относятся с почтением. Другое правило Пурима — посылать другим евреям мишлоах манот (подарки из еды и питья). Дарится как минимум два вида разных блюд, которые не нужно готовить, а можно есть сразу. В последние годы, когда евреи стали более зажиточными, подарки стали более изощренными и посылаются широкому кругу друзей. На Пурим предписывается оказывать благотворительную помощь всем, даже тем попрошайкам, которые явно не очень нуждаются на самом деле. В этот день безграничной радости нельзя задавать вопросы. Когда я учился в Йешива-университете, туда приходили две женщины и каждое утро до полудня просили у студентов деньги. Наш наставник, щедрый человек, им никогда не подавал, он объяснил нам, что эти «нищенки» на деле весьма обеспеченные особы. Но на Пурим он обязательно давал милостыню и им. На протяжении еврейской истории многие общины и семьи праздновали свои особые «пуримы» в память спасения от антисемитов. В 1970 году видный американский раввин оказался в  числе заложников исламских террористов, захвативших штаб-квартиру Бней-Брит в Вашингтоне. Когда все были освобождены, этот раввин решил ежегодно проводить в этот день особое празднование «пурима» в своей семье. Еще одно предписание праздника — большая праздничная трапеза. Во время всего праздника подается особый десерт — гоманташен («уши Гамана»), маленькие пирожки треугольной формы с черносливом, абрикосами, маком и другой начинкой. Во время благодарственной молитвы после еды произносится особое благодарение Б-гу за чудо, происшедшее во времена Мордехая и Эстер. Правила Пурима были хорошо известны нацистам. Юлиус Штрайхер, самый жестокий антисемит среди обвиняемых Нюрнбергского процесса, кричал «Пуримфест!», когда его вели на виселицу.

Песах
Поиски квасного (Бдикат хамец)
Песах — самый популярный еврейский праздник, когда отмечается не только освобождение Б-гом евреев из египетского плена, но и начало существования евреев как нации. О первом празднике Песах повествует книга Шмот, вторая книга Торы. Фараон, поработивший потомков Яакова, живших в  Египте, решил умертвить всех их младенцев мужского пола. Один из еврейских младенцев, Моше, был спасен дочерью фараона, которая его усыновила. Когда Моше вырос, он увидел, как египетский надсмотрщик жестоко бьет еврейского раба. Он убил надсмотрщика. Фараон, узнав об этом, решил казнить Моше, и тот был вынужден покинуть Египет. Через много лет Б-г вызвал Моше из его укрытия в Мидьяне ради освобождения евреев от египетского рабства. Когда фараон отказался удовлетворить просьбы Моше об освобождении евреев, Б-г наслал на Египет Десять казней, последняя из которых была особенно жестокой: в каждой египетской семье умирал первенец-сын, возможно, в отмщение за убийство еврейских младенцев. За день до убийства первенцев Моше велел евреям заколоть ягненка (животное, бывшее одним из божеств Египта) и его кровью сделать отметку на косяках своих дверей. По этой отметке ангел смерти узнавал, что здесь живут евреи, и «миновал» (на иврите «пасах») их дома в своих поисках первенцев. Узнав о десятой казни, фараон испугался и заявил, что еврейские рабы свободны и могут уйти. Они покинули Египет так быстро, что не успело подняться тесто для хлеба. В результате евреи вышли из Египта с плоскими пресными хлебами, которые стали называться маца. С тех пор евреи и  отмечают этот праздник вкушением мацы, что помимо прочего означает: лучше быть свободными и плохо питаться, чем жить в рабстве и есть хороший хлеб. Почти в течение 12 веков после исхода главным ритуалом Песаха было принесение в жертву ягнят в Иерусалимском Храме в память о заклании в последний день пребывания в Египте. В Храме ягненка закалывал священник, часть его приносилась в жертву, а остальное отдавалось принесшей жертву семье как главное блюдо праздничной трапезы. Во время ее дети и родители вели беседы об исходе, выполняя указания Торы о  том, чтобы родители рассказывали детям историю об освобождении евреев Б-гом (Шмот, 13:8,14–15). Эта трапеза — составная часть пасхального «седера» (см. след, главу). После разрушения Второго Храма в 70 году евреи уже не приносят в жертву животных. Но «седер» и теперь напоминает об исходе из Египта. Хлебные продукты запрещены все восемь дней (семь дней в Израиле). За неделю до Песаха дом тщательно убирается, весь хлеб и прочий хамец (дрожжевые продукты) уничтожаются. Хамец — продукты, содержащие ферментированную муку (хлеб, пироги, кексы), а также тесто из пшеницы, овса, ржи, ячменя и т. п. Виски и другие спиртные напитки приготовленные из ферментированного зерна, также запрещены.
Вечером накануне праздника происходит церемония «Бдикат хамец» («Поиски хамеца»), излюбленная детьми. Даже в домах с электричеством каждому члену семьи дают свечу для этих поисков (для избежания пожара некоторые используют фонари). Так как к этому времени квартира обычно очищена от квасного, то до начала поисков отец помещает в разных комнатах 10 кусочков хлеба. Дети их находят и собирают в кулек. На следующее утро эти кульки вместе с прочим хамецом сжигают. Хамец, который жалко уничтожать, запечатывается на время праздника и продается нееврею. Евреи не имеют право держать хамец в доме. Из всех праздников этот — самый хлопотливый для еврейской хозяйки, Тщательная уборка дома, подготовка посуды и приборов требуют много хлопот. Некоторые евреи покупали еще одну кухню для использования в восемь дней праздника Песах. В последние годы зажиточные евреи предпочитают уезжать на праздник в кашерные отели.

Песах
Спросите у еврея, что прежде всего ассоциируется с Песах и исходом из Египта, и вам ответят — Моше. Казалось бы странно, что в Гагаде (тексте, читаемом на пасхальный «седер») имя Моше упоминается только раз, и то мельком. Мудрецы предпочли, чтобы главным героем пасхальной истории оставался Б-г.
Для почитания исхода хахамим составили Гагаду — небольшую книгу, которая читается вслух на «седере», праздничной трапезе в первые два вечера Песаха (в Израиле «седер» празднуется только в первый вечер). Некоторые части Гагады цитируют Тору, другие па-писаны две тысячи лет назад, а третьи — в средние века. Чтение Гагады — выполнение предписания Торы о том, чтобы отцы рассказали детям историю освобождения от рабства в Египте (Шмот, 13:8,14–15). Мало какие мицвот столь же ревностно соблюдались в еврейской истории, поэтому Гагада хорошо знакома большинству евреев. Самый известный отрывок Гагады «Ма ништана» начинается с вопроса: «Почему эта ночь отличается от других?» Этот вопрос задается самым юным участником «седера», и для еврейских детей это обычно первое их публичное выступление. Ребенок спрашивает о причинах некоторых ритуалов праздника, например: «Во все другие вечера мы едим хамец и мацу, а почему сегодня мы едим только мацу?» Гагада отвечает на  эти вопросы. Другой отрывок говорит о четырех сыновьях: умном, злом, простаке, слишком наивном, чтобы задавать вопросы. В тексте содержатся разные ответы отца каждому из них, чтобы вдохновить их на соблюдение традиции. Дух Песаха суммируется в одном месте Гагады: «В каждом поколении человек должен чувствовать себя так, как если бы он сам освобождается от рабства». Чтобы почувствовать вкус свободы, сефарды брали мешок на спину и ходили вокруг стола.
Одна из песней Гагады имела припев даейну, что значит: «Было бы достаточно». В ней говорится обо всех чудесах и доброте Б-га в отношении евреев, когда Он вывел их из Египта, и говорится, что каждого из чудес было бы достаточно. Многих удивляет строка: «Если бы Он вывел нас из Египта, по воды Красного моря не расступились, было бы достаточно» (см. «Красное море»). Если бы Б-г не велел расступиться Красному морю, то египтяне убили бы всех евреев, и их не осталось бы. Это следует понимать скорее как горячее выражение веры, похожее на нереалистичный стих в заключение благодарения после еды: «Я был молод, а теперь я стар, и я никогда не видел праведника брошенным, а его детей без хлеба». Самая известная песнь Гагады «Хад гадья» заключает «седер». Она повествует о человеке, купившем козленка за малую сумму в два зуза. Но, к несчастью, кот съедает козленка, потом собака кусает кота, палка бьет собаку, огонь сжигает палку, вода гасит огонь, вол выпивает воду, мясник убивает вола, и ангел смерти разит мясника. Потом приходит сам Б-г и убивает ангела смерти. Еврейский комментарий считает козла символом евреев, а животных, предметы и стихии, которые вытесняют друг друга, — народами, завоевывавшими Израиль. Те, кто угнетал евреев, сами будут уничтожены другими, а в конце Б-г уничтожит ангела смерти и освободит весь мир. После «Хад гадья» «седер» заключается пением «Лешана-габаа беиерушалаим» («Следующий год в Иерусалиме»). Гагада — самая часто печатавшаяся еврейская книга. После первого издания (Испания, 1482) вышло более двух тысяч переизданий. В США каждое течение иудаизма создало свою Гагаду, новые издания выходят практически ежегодно.

«Седер». Маца. Марор. Четыре чаши вина.
Чаша Элиягу. Афикоман.


Пасхальный «седер» соединяет в себе религиозный и национальный аспекты еврейства. Даже атеистические кибуцы в Израиле отмечают «седер», так как он знаменует собой освобождение еврейских рабов из Египта и начало еврейской нации и равно касается как религиозных, гак и прочих евреев. «Седер» включает больше ритуалов, чем любая другая церемониальная трапеза. Важно, чтобы читали Гагаду, книгу об исходе евреев из Египта. Участники «седера» возлежат на подушках в креслах, как свободные и  праздные люди. Самая типичная еда — маца, плоский пресный хлеб (см  «Песах»). Многие ревностные евреи едят в Песах особую мацу особенно первые два дня. Особая маца называется маца шмура («охраняемая маца»): сразу после сбора пшеницы для этой мацы ее предохраняют от влаги, вызывающей процесс брожения. Другой ритуал «седера» — вкушение марора, горькой травы, символизирующей горечь египетского рабства. На самом деле обычно это салат, не очень горький, другие предпочитают хрен, который ближе к горечи марора, Другое блюдо — харосет — делается из измельченных и смешанных орехов и яблок Оно символизирует глину, из которой евреи делали кирпичи для строительства египетских городов. Несмотря на горечь марора и харосета, «седер» — радостная трапеза. Его праздничность представлена четырьмя чашами вина, которые выпиваются при чтении определенных мест Гагады. За исключением больных все евреи должны пить вино во время праздничного «седера». Хахамим в древности спорши, чешре или пять чаш следует выпить. Еврейское право считает, что четырех достаточно, но из уважения к мнению меньшинства пятая чаша — «чаша Элиягу» — наполняется и ставится на стол. По еврейской легенде, Элиягу посещает каждый седер« и выпивает несколько капель из своей чащи. Еврейские дети внимательно смотрят во время молитвы «Шфох ха-матха» («Пролей Свой гнев»), не уменьшилось ли содержимое чаши Элиягу По еврейской традиции Элиягу — пророк, провозвестник прихода Машиаха. Считается, что он в конце концов и скажет, сколько чаш — четыре или шесть — было необходимо. Некоторые церемонии «седера» совершаются детьми, например, чтение «Ма ништана» («Почему эта ночь отличается от других«, см. предыдущую главу). Поскольку цель «седера» — объяснить детям, что евреи были рабами к Египте, но Б-г вывел их «рукою крепкой и мышцей пропертой«, мудрецы вводят и другие ритуалы специально для детей. Например, в начале «седера» три листа мацы кладутся под салфетку, половина средней мацы (которая называется афикоман) отламываегся и  прячется. В конце «седера» афикоман раздаегся всем, и этим актом трапеза завершается. Дети извлекают афикоман из укрытия и перепрятывают. Затем они требуют за нее выкуп. Празднество проходит очень весело, позволяет детям выпросить игрушку или что-нибудь подобное и обеспечивает их  заинтересованное присутствие до конца трапезы. Один мой друг вызвался руководить седером« в израильской тюрьме. Все было сделано по правилам, но смотритель сказал, что прятать афикоман тут не позволено. На «седер» поется и читается Гагада, на многих «седерах» и по-еврейски, и по-английски, чтобы всем было понятно.
 
 
 
Свежий номер Архив Подписка Редакция Контакты Ссылки